Освещение улиц, дорог и тротуаров: разновидности, нормативы проектирование

История

История уличного освещения:

  • в 1417 году по распоряжению мэра в Лондоне были установлены первые уличные фонари;
  • в начале 16 века в Париже жители города были обязаны ставить лампы перед окнами, выходящими на улицу, создавая таким образом искусственное освещение;
  • В 1668 году в Амстердаме начальником пожарной охраны Яном ван дер Хейденом был создан первый масляный фонарь.

Впоследствии он также предложил и внедрил систему уличного освещения в городе, которая включала установку 2 500 фонарей. Это снизило уровень преступности в городе, облегчило действия в случае пожара и помогло уберечь граждан от падения в канализацию в ночное время.

Масляные фонари, несмотря на их плохой свет, широко использовались до 1840 года. Затем они были заменены более современными фонарями.

  • в 1682 году в Берлине была введена система уличного освещения, заимствованная у Амстердама.
  • в 1706 году в Санкт-Петербурге, Россия, при Петре I на фасадах домов, окружавших Петропавловскую крепость, были установлены первые уличные фонари.

Первый уличный масляный фонарь

Первый уличный фонарь

  • В 1718 году в Санкт-Петербурге были установлены первые стационарные уличные фонари.
  • В 1723 году в Санкт-Петербурге были установлены масляные лампы для освещения Невского проспекта.

Первое освещение на Невском проспекте

Первая иллюминация Невского проспекта

  • 25 октября 1730 года был подписан указ о проведении публичного освещения в Москве.
  • В начале 19 века англичанин Уильям Мердок изобрел первый газовый фонарь, свет которого был ярче по сравнению с масляными и парафиновыми лампами.
  • Газовые фонари были установлены почти во всех европейских столицах в 1807 году, а в Санкт-Петербурге — в 1839 году.
  • В конце 19 века был изобретен первый электрический фонарь
  • В 1879 году на Литовском мосту в Санкт-Петербурге были установлены первые электрические фонари, спроектированные П.Н. Яблочковым.

П.Н. Яблочков, фонарь (свеча)

P. Яблочков, фонарь (свеча) Яблочкова, первый свет для Литовского моста в Санкт-Петербурге (слева направо)

  • В 1880 году в Москве на Охотном ряду и Лубянке были установлены электрические фонари с импортными натриевыми лампами высокого давления, излучающими оранжевый свет.
  • В 1883 году фонари Яблочкова осветили Невский проспект в Санкт-Петербурге.

Нормы для уличного освещения

Городское освещение делится на две основные части — освещение дорог и освещение пешеходов. По закону нормы для тех и других разные, сведены в СНиП 23-05-95.

Освещение автодорог

Система дорожного освещения является наиболее важной, поскольку без нее невозможно обеспечить безопасность дорожного движения. Факторы, влияющие на освещение:

  1. Интенсивность использования дорог. Различные дороги имеют разное количество автомобилей в час, при этом интенсивность движения делится на четыре категории: автомагистрали с интенсивностью движения до 3 000 автомобилей в час, автострады (1 000-3 000 автомобилей), дороги (500-1000 автомобилей), дороги с низкой интенсивностью движения (менее 500 автомобилей).
  2. Допустимая скорость использования. Таким образом, в деревне или другом населенном пункте разрешается ехать медленнее, чем на автомагистрали. Скоростные магистрали должны быть более интенсивно освещены, чтобы сохранить расстояние между автомобилями.
  3. Важность улицы. Центральные улицы в городах, центральные улицы в сельской местности или исторические площади всегда освещаются более интенсивно.

Качественное уличное освещение повышает безопасность дорожного движения

На основании ГОСТов и СНиПов существуют строго определенные нормы интенсивности освещения, которые варьируются от 4 до 20 люкс и более. Средняя горизонтальная освещенность составляет 4-6 лк для улиц и дорог местного значения, 10-15 лк для магистралей регионального значения, 15-20 лк для улиц общего значения. Когда главная дорога пересекается с второстепенной, освещение в районе перекрестка должно быть таким же ярким, как и на главной улице.

Стандартом является средняя яркость покрытия: диапазон составляет 0,2 — 1,6 Кд/м квадратный. В пределах города он должен быть не менее 1,6 кд/кв.м, только на подходах к аэропорту и другим портам — 0,8 кд/кв.м.

Автомобили участвуют в поддержке хорошего уличного освещения. Чтобы свет фар не мешал другим водителям, последние обязаны своевременно менять положение своих фар (с ближнего на дальний свет и наоборот). Во многих автомобилях даже используется AFS — адаптивная система освещения — где компьютер сам отвечает за переключение света.

Стандарты уличного освещения

Нормы освещения пешеходных зон

Планировка пешеходных зон организована по-разному. Как правило, требования к освещению связаны с типом, размером населенного пункта и значимостью самой улицы.

Там, где переходные зоны примыкают к главным улицам и автомагистралям, освещение должно быть установлено на уровне 10 люкс. Для улиц, расположенных вдали от автомагистралей, допустим уровень освещенности 4 лк, для местных улиц (например, в частном секторе) — 2 лк.

В местах посадки людей в общественный транспорт следует обеспечить интенсивное освещение (10 люкс). Такой же уровень освещения делается на детских площадках с игровым оборудованием. Самый яркий свет устанавливается в пешеходных туннелях (50 — 100 люкс).

Стандарты освещения в других функциональных зонах и зонах отдыха:

  • стадионы — 6 — 10 люкс;
  • центральные входы в городские парки — 6 люкс;
  • центральные аллеи городских парков — 4 люкс; — центральные аллеи парков — 4 люкс; — боковые аллеи городских парков — 2 люкс;
  • Тротуары в парках — 2 люкс;
  • Общественные места — 10 люкс у входов в кинотеатр и оркестр;
  • Выставки — 20 люкс.

Освещение пешеходных зон

Освещение улиц в сельской местности

Установка источников света в деревнях, поселках и других видах сельской местности регулируется действующим законодательством. В СНиП 23-05-95 есть специальная глава, посвященная этому вопросу. Местные власти обязаны обеспечить надлежащую установку фонарей и своевременную подачу электроэнергии в темное время суток.

Согласно социальным нормам, в сельской местности требуется 80% уличного освещения, т.е. допустимо отсутствие освещения на ряде улиц с низкой численностью населения или низкой интенсивностью использования.

Что касается конкретных показателей, то они относятся к средней горизонтальной освещенности и измеряются в люксах (лк):

  • центральная улица, районы торговых центров — 4 люкс;
  • второстепенные улицы, переулки, сельские дороги — 2 люкс.

Уровень освещенности на главных улицах кровельных поселков и кооперативов должен быть в пределах 2 люкс.

Освещение сельских улиц

Принципы построения уличного освещения

Система освещения проектируется на этапе прокладки новых городских улиц — учитываются все параметры, выбираются светильники, рассчитываются расстояния между столбами и т.д. При расчетах необходимо учитывать зернистость дорожного покрытия и отражение света, уровень запыленности, цвет окружающих зданий и сооружений, ширину дороги и другие факторы. При этом учитывается потенциал роста и развития района в течение не менее 10 лет.

Расположение светильников и другого оборудования может быть различным — однорядным, двухрядным, односторонним и двухсторонним. Освещение дорог осуществляется двумя способами:

  • фонари, установленные на столбах;
  • светильники, подвешенные на тросах.

В первом случае, когда ширина дороги составляет менее 12 метров, расстояние от столба до следующего столба может составлять около 35 метров. Обычно при такой ширине улицы расположение светильников однонаправленное. Если ширина составляет 18 метров, используется двухрядная укладка. Широкие трассы (32 метра) освещаются прямоугольными шашечными щитами.

Если дорога имеет полосу, разделяющую отдельные полосы движения транспортных средств, используется двухрядная схема. Фонари установлены на столбах, каждый ряд освещает свою полосу. Светильники на тросах обычно используют для улиц шириной менее 18 метров, располагая их на одной стороне.

Пешеходные переходы освещаются одним светильником с каждой стороны. Рекомендуется освещать зоны отдыха и парки с учетом общего архитектурного облика города. Следует продумать расположение каналов для общественного транспорта и других точек контакта.

Виды освещения на улицах

Освещение должно быть установлено почти на каждой общественно значимой территории поселка. Существуют различные классификации наружного освещения — по назначению, типам светильников, типам опор, способу управления.

По назначению

Осветительные приборы устанавливаются на улицах, проезжих частях и пешеходных зонах. Освещение может быть декоративным, используемым для украшения усадьбы.

Улицы

Уровень освещенности определяется минимальной средней освещенностью поверхности проезжей части в направлении наблюдателя, расположенного на оси движения. Он измеряется в канделах на квадратный метр.

Чтобы определить количество и мощность светильников, примите во внимание категорию улицы, количество людей, регулярно проходящих по ней, и оцените значимость этой части города.

Все улицы делятся на следующие категории:

  • A — автомагистрали, автострады, главный вокзал и общегородские площади;
  • B — магистрали окружного значения, различные площади в жилых районах, такие сооружения, как театры, стадионы, крупные торговые и развлекательные центры;
  • C — улицы «спальных» районов, застройки, такие как бизнес-центры, промышленные зоны;
  • D — улицы с местным движением, небольшие перекрестки;
  • E — пешеходные переходы, аллеи в пригородах.

Освещение автомобильных дорог

Чем дальше категория находится от начала классификации, тем ниже уровень необходимого освещения.

Проезжая часть

При установке системы освещения всегда необходимо учитывать интенсивность движения. На оживленной проезжей части важно обеспечить полную безопасность для водителей и других участников дорожного движения. Минимальная яркость зависит от количества автомобилей, проезжающих по улице в обоих направлениях.

Пешеходные дорожки, тротуары

Они относятся к классу D, поэтому уровень освещения по закону составляет минимум от 2 до 4 лк. Освещение зон отдыха, зеленых зон является функциональным и декоративным и варьируется от 4 лк (для аллей вдоль улиц) до 10 лк (для детских зон).

Стандарты уличного освещения для внеуличных территорий

Декоративное освещение

В городе обязательно используются различные типы и формы декоративного (архитектурного) освещения, особенно в новых районах. Обычно используются светодиодные или галогенные лампы, прожекторы. Они устанавливаются через определенные интервалы, в определенном направлении, с использованием техники прожекторов, освещая отдельные участки или подсвечивая объект изнутри.

Важно, чтобы декоративные светильники не мешали проезжающим автомобилям и не ослепляли водителей, что всегда учитывается при проектировании.

По типам источника света

Для создания фонарей, ламп используются различные материалы — металл, стекло, пластик. Стиль системы освещения также может быть различным, в зависимости от основного дизайна. Существует разделение типов уличного освещения также в зависимости от источника света.

Лампы накаливания

Привычные лампы накаливания имеют достойный КПД, но обладают низкой теплоотдачей, поэтому очень дороги. Нить накаливается в инертном газе, поэтому свет становится видимым. Они редко используются в уличном освещении.

Газоразрядные лампы

Они работают путем сжигания газообразного топлива, в результате чего возникает электрический разряд. В качестве топлива используется этилен, метан или другие газы. Световой поток ламп очень высок, поэтому их часто используют для уличного освещения. Качество освещения высокое, лампы подходят даже для декоративных целей. Для уличного освещения их шумовое излучение не имеет большого значения, как и вредное наполнение: корпуса приборов прочны, их невозможно даже разбить.

Газоразрядные лампы бывают таких типов:

  1. Лампы с парами ртути. Они содержат пары ртути и поэтому по окончании срока службы утилизируются специальным образом. Для ламп с парами ртути требуются термостойкие шланги, так как они сильно нагреваются.
  2. Натрий. Газообразное выделение происходит в парах натрия. Эти лампы дают желто-оранжевый свет и используются только для наружного освещения.
  3. Галогениды металлов. Они имеют металлогалогенные добавки в парах ртути для регулировки светового спектра устройства. Мощность ламп высокая. Используется для освещения больших площадей, для декоративной подсветки крупных объектов.

Ртутные газоразрядные лампы для уличного освещения

Ксеноновые лампы

Они имеют встроенную дугу, горящую между двумя электродами. Последние изготавливаются из вольфрама. Внутри находится инертный газ, пары ртути или натрия. Во время работы газ обогащается ионами, превращаясь в высокопроводящую плазму.

Люминесцентные лампы

Служит дольше, чем лампы накаливания, и имеет более высокую светоотдачу. Люминесцентные лампы обычно используются для внутреннего освещения в домах и квартирах, но могут применяться и для уличного освещения. Современные люминесцентные лампы имеют электронное устройство управления, которое позволяет им работать без мерцания и шума.

Индукционные лампы

Источником света в индукционных лампах является плазма, которая создается путем ионизации газа высокочастотным магнитным полем. Газовый баллон помещается рядом с индукционной катушкой для создания магнитного поля. Индукционные лампы имеют относительно длительный срок работы, считаются экономичными и подходят для использования на открытом воздухе.

Освещение на солнечных батареях

Освещение на солнечных батареях — самый дешевый вариант. Это эффективный способ сэкономить деньги и добиться красивой подсветки стен, ландшафтов, различных архитектурных композиций.

Уличные фонари на солнечных батареях

Лампы не нужно подключать к электросети, их можно легко перемещать с места на место. Они могут работать без контроля человека — их яркость увеличивается в темноте и уменьшается днем. Сегодня солнечные батареи используются для фонарей, подвесных ламп и различных световых украшений.

Требования к лампам уличного освещения

Все типы источников света характеризуются определенными показателями. Основными из них являются мощность (Ватт) и световой поток (Люмен). Мощность устройства измеряется отношением люменов к ваттам: чем выше число, тем мощнее светильник. Согласно правилам, мощность уличного фонаря должна составлять от 40 до 125 ватт, в зависимости от типа объекта и расстояния между фонарями.

Помимо мощности, наиболее важными параметрами для уличных светильников являются светоотдача, срок службы, экономичность, удобство использования. Рассмотрите вторичные данные:

  • особенности установки;
  • возможность повреждения;
  • Негативное влияние климата и окружающей среды на продукцию.

Степень защиты лампы также важна — корпус не должен быть проницаем для влаги или частиц

По видам опор

В зависимости от опоры уличные светильники могут иметь различную форму и назначение.

Фонари

Устанавливаются на опорные столбы, стены, металлические струны различной толщины.

Прожекторы

Выпускаются в одной или двух плоскостях, различаются по интенсивности света, типу ламп, углу освещения.

Прожекторы для уличного освещения

Светильники

Сферические светильники имеют круглую форму, свет равномерно распространяется в разных направлениях. Оттенки бывают матовыми, полупрозрачными или глянцевыми. Для горизонтальных пространств используются сферические светильники с отражателем сверху.

Другие типы светильников:

  • классика (парк);
  • Энергосбережение;
  • столбики;
  • светильники непрямого света (светильники с отражателем);
  • утопленник.

По способу управления источниками питания

Кабели для систем освещения могут быть подвесными или подземными. В зависимости от типа управления, лампы могут работать автономно или управляться человеком-оператором. Для экономии электроэнергии автоматика приглушает свет поздно вечером и выключает его в заранее запрограммированное время.

Автоматизированная система уличного освещения

Автоматические системы считаются более экономичными и удобными, поэтому они очень распространены в современных городских районах. Во многих городах все дорожное и городское освещение включено в одну центральную систему, но в больших городах для удобства оно всегда делится на районные системы.

Отрицательные свойства уличного освещения

Основная задача проектировщика освещения дорог и магистралей — подобрать светильники таким образом, чтобы.

  1. не ослепляйте водителей и пешеходов. 
  2. отвечают требованиям низкого энергопотребления.
  3. соответствовать требованиям экологической безопасности.

В результате бликов в глазах водитель теряет концентрацию, что негативно сказывается на безопасности. Чтобы избежать этого, следует устанавливать светильники без эффекта тени, при этом световой луч должен быть направлен строго вниз, без наклона в сторону. 

Для достижения приемлемого использования электроэнергии и минимизации светового загрязнения, т.е. освещения объектов, которые в этом не нуждаются, необходимо.

  • Выберите лампы необходимой мощности;
  • Рассчитайте необходимое количество ламп, высоту их подвеса и направленность светового потока;
  • Правильно выберите конструкцию светильника.
  • Кривая силы света (КСС) характеризует угол распределения светового потока. Полуширокий L (140o) шириной M (160o) LIDC используется для уличного (основного) освещения. Он позволяет равномерно освещать участок по всей его длине, не создавая слепящей зоны.

Полуширокая и широкая схема BSS

Полуширокоугольные и широкоугольные EOS

Какие требования предъявляют к сетям?

Требования к системам наружного освещения являются частью правил устройства электроустановок.

Основные требования содержатся в разделах 6.3.25 — 6.3.37. Наиболее важным является следующий раздел: 6.3.25 В нем говорится, что для обеспечения правильной и безопасной эксплуатации сеть уличного освещения должна состоять из изолированных проводов или воздушных кабелей.

В особых, исключительных случаях правила разрешают использовать неизолированную кабельную систему.

Оцените статью
Блог о законе тишины
Adblock
detector