Республика — что это такое (определение) и виды республик (президентская, парламентская, смешанная)

Закон

Определение термина — что такое республика

Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются на выборной основе и избираются на определенный срок. В этом ее центральное отличие от монархии.

Конечно, это более прогрессивная форма правления, но все же не лишенная недостатков, вызванных главным образом работой исполнителей воли народа (должностных лиц). В этом отношении мне кажется поучительной цитата одного из величайших мыслителей:

«В пользу высоких качеств республики можно привести те же доказательства, которые Боккаччо приводит в пользу религии: она держится, несмотря на своих чиновников».

Республика противостоит монархии, и это противостояние стремительно движется к подтверждению слов низложенного в 1952 году египетского короля Фарука: «Скоро в мире будет пять королей: английский и четыре коротких короля».

Если в начале ХХ века в Европе было всего три республики: Франция, Швейцария и Сан-Марино, то сегодня монархия сохранилась только в 12 государствах, включая Ватикан.

Республика - что это такое

В рамках республиканского устройства штаты бывают нескольких типов:

  1. выборы президента,
  2. парламентский,
  3. смешанный (полупрезидентский),
  4. советский,
  5. теократический.

Зачем нужна республика

В средние века развитие государств требовало совершенствования механизма управления ими. Передовые мыслители того времени пытались использовать опыт древних греков и римлян для создания демократического государственного устройства. Это означало, что его лидеры занимали свои должности по воле народа, а не по божественному праву или престолонаследию. Это основное содержание понятия республики.

Сегодня в подавляющем большинстве стран мира существует республиканская форма правления. Все высшие органы государств на определенный срок избираются гражданами соответствующей страны, обладающими полными личными и политическими правами и свободами. Также широко распространена практика избрания органов государственной власти парламентами суверенных государств. Исключается способ передачи власти по наследству или иным безвыборным путем.

Современные республики, в отличие от древнеримских, устанавливают в своих основных законах конституции четкие правила взаимоотношений между обществом и государством. Они подчеркивают представительный характер правительства, которое избирается народом.

Конституции штатов могут предусматривать их унитарное или федеративное устройство. К первым относятся, например, Италия и Франция, а ко вторым – Германия, США, Россия и Швейцария. Республики, как и суверенные государства, могут входить в различные союзы государств с разной степенью независимости.

Эти документы декларируют принадлежность власти народу и отсутствие привилегированных групп и классов. Однако практика показывает, что те группы людей, которые концентрируют в себе власть и материальные блага, нередко манипулируют людьми для достижения своих целей. Для достижения желаемого результата используются социально-политические технологии и огромные финансовые ресурсы.

22 республики в России

22 республики в России

Республики различаются распределением власти между высшими органами. В парламентской республике власть в основном принадлежит парламенту, который является исполнительным органом и назначает своего руководителя. В президентских отношениях между высшими органами власти президент страны регулирует, как:

  • Назначает правительство.
  • Вносит законодательные предложения в стортинг.
  • Управляет внешней политикой.
  • Он Верховный Главнокомандующий.

В смешанных республиках власть президента обычно сильна, а правительство имеет широкие полномочия. В таких государствах правительство ответственно перед парламентом и президентом. В некоторых странах с государственной религией создаются теократические республики, где парламент и президент ответственны перед религиозным лидером.

Что такое область

В России регион — это крупная административно-территориальная единица, созданная для облегчения управления территориями и решения других социально-экономических задач. Такая практика имеет место и в некоторых других странах. Регион не имеет политической самостоятельности. В целом регионы функционируют как функциональный элемент в системе территориального управления.

Они должны обеспечивать сбор налогов и других обязательных платежей, обеспечивать выполнение иных функций государства за пределами своей территории. Помимо Российской Федерации, есть регионы в Армении, Белоруссии и Казахстане. Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Украина, а также Бангладеш и Болгария.

Формирование областей в Российской империи началось в 18 веке. Со временем многие из них были преобразованы в другие административно-территориальные единицы или включены в их состав.

В годы гражданской войны усилились националистические движения, требовавшие федерализации и автономии регионов. Это привело к расформированию отдельных районов из-за конфликтов в их руководстве или сепаратизма. Позднее часть областей была преобразована в автономные советские социалистические республики.

В 30-х годах прошлого века шел процесс создания больших площадей. К ним в первую очередь относились ликвидированные губернии. Впоследствии эти области были разделены на более мелкие. В то же время некоторые из них были упразднены. Когда закончилась Великая Отечественная война и некоторые народы были депортированы из родных мест, статус республик, в которых они проживали до депортации, снизился.

Крымская АССР была преобразована в Крымскую область, а Чечено-Ингушская АССР — в Грозненскую область. Собственные районы получили новые названия. Другие были упразднены, а через некоторое время восстановлены.

Сегодня в России из 85 субъектов федерации 46 имеют статус регионов. В стране в 2000-е годы происходил процесс преобразования регионов в территории, консолидация регионов.
Регионы России

В чем отличия

Республики и области различаются по ряду основных признаков:

  1. Республика является субъектом государственной власти. Регион не имеет политической самостоятельности.
  2. Республика имеет свою конституцию. Область функционирует в пределах своих территориальных границ на основании документа, утверждаемого законодательным органом страны.
  3. В зависимости от типа республики ее возглавляет президент. Стортинг — законодательный орган, правительство — исполнительный. Президент может возглавлять исполнительную ветвь власти. Область только реализует волю высших органов республики, в том числе путем издания локальных правовых актов.
  4. В республике, как правило, действует принцип разделения высшей государственной власти, полномочия каждого органа законодательно разграничены. Региону рекомендуется выполнять его решения.
  5. Президент Республики, согласно большинству конституций, несет юридическую ответственность за свои действия, а в случаях, предусмотренных конституцией, он может быть отстранен от должности парламентом. Глава региона несет гражданско-правовую и уголовную ответственность за допущенные им нарушения закона.
  6. Президент, возглавляющий республику, представляет государство перед другими субъектами международных отношений, выступает от его имени. Регион не подчиняется международному праву.
  7. Президент Республики избирается гражданами или парламентом на определенный срок. Региональный менеджер, являющийся государственным служащим, может назначаться главой государства и освобождаться им от должности.
  8. Название республики, ее границы стабильны и могут быть изменены только по решению законодательного органа республики. Название и границы области изменяются по решению этого органа в соответствии с государственными потребностями.

Комментарий по географии

Читайте также: Порядок выдачи справки 2-НДФЛ работнику

Какие регионы есть в России

Россия — федеративное государство, состоящее из 85 субъектов. Не так давно их было 83 — раньше знали расклады, а совсем недавно из двух хотели сделать одну, но жильцы были против. Но особенность государственного устройства в России в том, что разные регионы имеют разный статус и называются по-разному.

Итак, в составе России это:

  • 22 республики. Формально республика в составе Российской Федерации — в Конституции РФ республики называются государствами, хотя фактически они не обладают государственным суверенитетом и не ведут самостоятельную внешнюю политику. Республики России достаточно национальны (о чем, кстати, неоднократно напоминают противники этого типа регионов). Однако у республик гораздо больше прав, чем у других образований;
  • 9 краев и 49 районов. С точки зрения конституции область ничем не отличается от области (хотя отличия в советской конституции были — в состав области могли входить автономные области, но не обычная область). Статус таких регионов определяется Конституцией РФ и уставом региона, они обладают наименьшими полномочиями. Стоит отметить, что регион не всегда граничит с другими государствами (то есть является «краем» страны) — например, Ставропольским краем;
  • 3 города федерального значения. Формально имеет те же полномочия, что и область, Москва и Санкт-Петербург были столицами в разное время (что и объясняет статус), а статус Севастополя, вероятно, просто сохранился после Украины (где город тоже не входил в состав Крыма) . Город Байконур, расположенный внутри Казахстана, считается территорией России, но не имеет статуса субъекта;
  • 1 Автономная область (Еврейская АО). Ее статус определяется федеральным законом, который, однако, еще не принят – поэтому статус Еврейской автономной области существует только в конституции;
  • 4 автономных округа. Отличие от других единиц в том, что автономный округ может входить в состав другого региона, сохраняя при этом самостоятельность. Ханты-Мансийский автономный округ и ЯНАО входят в состав Тюменской области, а НАО входит в состав Архангельской области. Чукотский автономный округ не входит в состав другого региона. Однако все автономные округа являются полностью самостоятельными единицами, и их включение в состав других регионов не влияет на степень самостоятельности.

Несмотря на то, что проблемы статуса регионов в современной России не вызывают горячих споров и дискуссий, наличие некоторых нерешенных вопросов иногда становится причиной конфликтов. Например, недавно был инициирован процесс объединения Ненецкого автономного округа и Архангельской области, но жители Ненецкого автономного округа были категорически против, создав единственный в стране случай протестного голосования по конституции.

Другой пример — непрекращающийся скрытый конфликт между Татарстаном и федеральным центром, причем проблемы есть как в экономическом, так и в культурном плане.

Как регионы отличаются полномочиями?

В первую очередь стоит упомянуть о распределении полномочий согласно Конституции России. Формально все полномочия четко разделены по уровням власти – это то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, за что они несут солидарную ответственность.

Например, Российская Федерация несет единоличную ответственность за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судебную систему, прокуратуру, границы, эмиссию денег, защиту прав человека и многое другое. Это означает, что власти в регионе изначально не могут вмешиваться в дела защиты или в работу прокуратуры (хотя и могут помогать в этом другими способами). И если часть работ будет выполнять регион, то он обязательно получит на это дотацию из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, таких как владение землей, образование, здравоохранение, ликвидация последствий стихийных бедствий, налогообложение, сельское хозяйство и др. на практике это означает, что регион будет использовать собственные ресурсы для борьбы с Деньги на стихийные бедствия поступали из федерального бюджета.

Все, что не вошло в соответствующие статьи Конституции, регулируется на региональном уровне — и соответственно оплачивается из областного бюджета (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик — Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают, что такие республики не являются независимыми государствами, иначе Российская Федерация имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме того, самое главное отличие республики от других субъектов состоит в том, что она имеет собственную конституцию. Да, формально говоря, это тот же устав для области, но статус Конституции все же выше. Республиканская конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в таком случае применяется федеральный закон).

Еще одним правом республики является установление государственного языка в дополнение к русскому. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но власти республики не имеют права требовать их знания от жителей региона (например, для получения права голоса). Также у республики может быть свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории и так далее

Но это не все. Из всех республик есть еще одна, обладающая еще большими полномочиями – это Татарстан. История восходит к 1992 году, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ — и в 1994 году его получили. Соглашение о разграничении власти до сих пор действует (пусть и в усеченном виде), но все же — в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть нефтяных доходов.

Полномочия других регионов скромнее и мало чем отличаются друг от друга. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, получая за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельные автономные области и округа — они отличаются тем, что созданы по национальному признаку, поэтому различаются по национальному составу населения и образу жизни. Кроме того, как минимум 2 автономных округа России — Ханты-Мансийский автономный округ и ЯНАО — являются основными донорами федерального бюджета, они вместе обеспечивают около 40% доходов.

Как статус региона влияет на его экономику

В свое время регионы активно боролись за свои права и полномочия — и это почти всегда упиралось в экономические аспекты. Кажется, что чем больше полномочий у субъекта, тем больше у него возможностей, но на самом деле обычно дело обстоит совсем наоборот.

Например, если расположить все регионы в порядке убывания ВРП на душу населения и выделить 6 наиболее успешных и 6 отстающих, то картина будет следующей:

Почему одни регионы России - республики, а другие - области почти без власти? И как это влияет на экономику?

То есть регионы, не обладающие широкими полномочиями, больше всего прибавляют к ВВП страны на душу населения — это все 4 самоуправляющихся региона, Сахалинская область и столица. При этом 4 нижние строчки занимают Республики — субъекты с самыми широкими полномочиями.

Аналогичная картина наблюдается и по средней заработной плате:

Почему одни регионы России - республики, а другие - области почти без власти? И как это влияет на экономику?

Как видите, из 6 регионов с самой низкой заработной платой 5 являются республиками. А из 6 субъектов с самой высокой зарплатой 4 являются автономными округами. Следовательно, статус республики не гарантирует ни успехов в экономике, ни высоких социальных стандартов.

В остальном ситуация с зарплатами в бюджетных учреждениях примерно такая же, только все 6 регионов в последних строчках имеют статус республики. Например, средняя зарплата врача в ЯНАО составляет 216 801 рубль, а в Карачаево-Черкесии — 49 396 рублей (хотя на практике суммы, скорее всего, будут меньше). То же самое и с зарплатой учителей — в Москве учитель получает 96 281 рубль, а в Ингушетии — 25 692 рубля в месяц.

А если посмотреть на рейтинг регионов по безработице и теневой занятости (процент работающих неофициально), то картина становится еще яснее:

Место
1 Москва 2.0 Москва 4.0
2 ЯНАО 2,4 Чукотка 5,5
3 Санкт-Петербург 2,7 ЯНАО 6,5
4 ХМАО-Югра 2,8 Мурманская область 6,9
5 Московская область 3,8 ХМАО-Югра 8.3
6 Республика Татарстан 3,9 Ненецкий автономный округ 8,6
80 Чеченская Республика 16,0 Республика Крым 41,1
81 Карачаево-Черкесская Республика 16.2 Республика Алтай 41,3
82 Республика Дагестан 17,4 Республика Дагестан 47,0
83 Республика Северная Осетия-Алания 17,7 Республика Ингушетия 49,1
84 Двадцатая республика 19,4 Кабардино-Балкарская Республика 49,8
85 Республика Ингушетия 30,1 Чеченская Республика 62,1

Получается, что 6 регионов с самой высокой безработицей – это республики, а также 6 регионов с самой высокой неформальной занятостью. По второму показателю ситуация крайне сложная — в Чечне 2 из 3 работников либо работают неофициально, либо состоят на минимальной заработной плате. А в Ингушетии 30% тех, кто может и готов приступить к работе, не могут ее найти.

История успеха региона в виде республики на самом деле только одна – это Татарстан, имеющий особый статус даже среди республик. Так, регион реализует ряд крупных проектов (не без помощи крупных компаний, прежде всего «Татнефти»), организует крупные международные мероприятия, такие как Универсиада, а также демонстрирует бюджетную самостоятельность.

В то же время есть конфликты – недавнее банкротство Татфондбанка, по некоторым данным, было направлено против президента Татарстана Минниханова, и активное «навязывание» школьникам татарского языка также не осталось незамеченным федеральными властями.

Как регионы получили свой статус

Как известно, Россия еще в советское время имела федеративное устройство (как и РСФСР, в отличие от остальной ССР). Благодаря федеративному статусу РСФСР были образованы автономные национально-государственные образования — АССР, причем буквально сразу после революции. Также некоторые будущие союзные республики изначально создавались как АССР в составе РСФСР — например, Киргизская АССР, Туркестанская АССР, Каракалпакская АССР.

Всего было образовано 25 АССР, некоторые из которых впоследствии были расформированы, например:

  • Крымская АССР — с 1954 года Крымская область вошла в состав УССР;
  • Амурская рабочая социалистическая республика;
  • АССР поволжских немцев (ликвидирована в 1941 г.) и т д

Состав РСФСР был окончательно утвержден в 1936 году с принятием Конституции, но и тогда происходили иногда некоторые изменения в составе субъектов. Кстати, АССР существовали и в других союзных республиках, несмотря на отсутствие у них федерального статуса. Впоследствии почти все были связаны с территориальными конфликтами, часто вооруженными (например, Абхазская АССР).

Большинство АССР были созданы по национальному признаку, а существующие республики в значительной степени произошли от советских АССР. Российские автономные республики заявили о своем суверенитете параллельно с «парадом суверенитетов» союзных республик. А некоторые автономные области (Адыгейская, Горно-Алтайская, Хакасская) получили статус республик.

Помимо республик, в состав РСФСР входило несколько автономных округов (до 1977 г они были национальными округами). Они отличались от республик и областей тем, что не были самостоятельными образованиями. Районов было довольно много, но позже многие из них были связаны с другими субъектами. В 1992 году Чукотский автономный округ был выведен из состава Магаданской области — на тот момент насчитывалось 10 автономных округов. До сих пор сохранилось только 4 из них.

В 1930-1944 годах в РСФСР в рамках политики «сокращения» регионов появилось несколько новых субъектов — например, от Средневолжского края отделилась Оренбургская область, а от Восточно-Сибирского — Красноярский край. Территория. Но после развала СССР политика изменилась на противоположную.

С 1961 года РСФСР состояла примерно из тех же субъектов, что и современная Россия, только с большим количеством автономных областей. После «парада суверенитетов» большинство национально-государственных образований объявили о своей независимости, и только в 1992 г был подписан федеральный договор о разделе власти (подписанный всеми субъектами, кроме Чечни и Татарстана).

Тогда политику федерального центра очень метко выразил президент Борис Ельцин:

«Возьми столько суверенитета, сколько сможешь проглотить»

Это была попытка объединить 16 автономных образований Российской Федерации, которые грозили выйти из состава федерации. Как теперь становится понятно, региональная политика 90-х годов оказалась достаточно успешной — все национальные подразделения остались в составе Российской Федерации.

В 1990-е вроде бы были все предпосылки для развития регионов — федеральный центр был готов прислушаться к мнению властей субъектов, некоторые регионы получили серьезные инвестиции благодаря умению губернаторов «договариваться» . Взаимоотношения в госсекторе тоже были другими — у регионов было больше налогов (по утверждению некоторых губернаторов, они делились с Российской Федерацией в соотношении 50:50). Правда, объективные факторы перечеркивали все возможности — денег в национальном масштабе не было, так что «делить» между ними было фактически нечего.

С деньгами было лучше с начала 2000-х, но потом произошло ожидаемое — федеральный центр начал ужесточать свое влияние. Жертвами «экспансии» регионов стали несколько субъектов:

  • Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединены в Пермский край с 2005 года. Решение было принято на референдуме, более 80% избирателей в обоих регионах проголосовали «за» объединение;
  • Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа присоединены к Красноярскому краю с 2007 года. Здесь были явные минусы — жители бывшего Таймырского автономного округа жаловались, что там закрыли школы и больницы после лишения статуса субъекта в Российской Федерации (в связи с ликвидацией государственных структур);
  • Камчатская область и Корякский автономный округ входят в состав Камчатского края с 2007 года;
  • Усть-Ордынский Бурятский автономный округ был присоединен к Иркутской области с 2008 года. После этого Усть-Ордынский Бурятский округ частично сохранил свой автономный статус в составе Иркутской области;
  • С 2008 года Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединены в Забайкальский край.

Экспансия регионов привела к некоторым проблемам в социальной сфере, за что такую ​​политику иногда критикуют. Возможно, отсутствие положительных результатов стало причиной провала дальнейших проектов по расширению регионов – например, недавняя история с Ненецким АО и Архангельской областью.

Может ли измениться статус у региона

Если статус республики дает столько полномочий, то почему еще не все области ими стали? Ответ на этот вопрос отчасти кроется в экономической статистике (приведенной выше) — самостоятельность региона редко становится причиной успехов в экономике и социальной сфере.

С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, определяющая, какой уровень регулирования регулирует отношения между федеральным центром и субъектами федерации. А статья 5 гласит следующее:

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть для изменения статуса субъекта РФ недостаточно желания самого субъекта (даже при референдуме, что часто было в 90-х), главное в этой ситуации — заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена ​​на централизацию руководства, получить согласие на изменение статуса будет практически невозможно.

Об этом же свидетельствует и решение Конституционного Суда от 1992 г. – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта в союзе является не односторонним, а переговорным процессом, который должен протекать в соответствии с федеральным законом.

И тут кроется еще одна хитрость — спустя 27 лет после принятия Конституции РФ соответствующий федеральный конституционный закон так и не принят.

Кроме того, недавние конституционные поправки вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как ранее органы местного самоуправления находились под влиянием властей регионов). Это перераспределение власти еще раз показывает, что политика федерального центра заключается исключительно в централизации управления.

История возникновения термина

Это слово имеет латинские корни, res — бизнес, publicus — публичный. Термин был введен Цицероном, который перевел работу Аристотеля по классификации форм правления и дал название «республика» аристотелевскому термину «государство».

Политикой (от слова полис) Аристотель называет один из трех «хороших» политических режимов (оставшиеся два — монархия и аристократия). Было еще три «плохих» — это демократия, олигархия и тирания. Любопытно, что Цицерон перевел только «Политику» на латынь, оставив остальные пять в греческом варианте.

Вероятно, дело в том, что во времена Цицерона Римская республика процветала, но когда государством только называли, философ решил таким замысловатым образом намекнуть, что Римская республика и есть та самая политика Аристотеля.

Цицерон

Самое интересное, что после Цицерона все понятия Аристотеля переводились только так. Это одна из таких замен понятий, приросших к разным языкам мира.

Сейчас все эти трудности с переводом стерлись, и слово имеет значение государственной политической формы правления.

Президентская республика

При этой форме правления главная роль в системе государственных органов принадлежит президенту, наделенному широким кругом полномочий.

  1. Президент является одновременно главой государства и главой исполнительной власти.
  2. Президент избирается независимо от парламента (что это такое?):
    1. прямым референдумом,
    2. коллегия выборщиков.
  3. Президент формирует независимое правительство. Это его кабинет, который не подчиняется парламенту.
  4. Законодательная и исполнительная власть (что это?) строго разделены, а парламент и правительство во главе с президентом взаимозависимы и имеют влияние друг на друга. По этой причине президентскую республику еще называют дуалистической.

Эта форма политической системы зародилась в США в 1789 году и до сих пор не утратила своей актуальности. В основном это характерно для стран Латинской Америки.

Президентская Республика

Следует отметить, что в ряде случаев президентские республики перерождаются в суперпрезидентские.

Это происходит, когда власть президента становится авторитарной (как это?), принцип разделения законодательной и исполнительной власти условен, и фактически вся власть в государстве сосредоточена в руках президента и подконтрольных ему ведомств . По своей сути это аналог абсолютной монархии.

Главным маркером такого пагубного перерождения республики в монархию является либо полное отсутствие президентских выборов, либо иллюзорные безальтернативные выборы. При этом правило об ограничении президентства одним лицом по условиям снимается, появляется так называемый феномен «пожизненного президента».

По этому пути идут многие страны Латинской Америки и Африки, яркими примерами на нашем континенте являются Туркменистан и Беларусь. Ряд политологов включает Казахстан в этот список.

Парламентская республика

Основная роль в структуре государственной власти принадлежит парламенту. Основные особенности:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым человеком в государстве является глава правительства — премьер-министр или канцлер, он отвечает за дела правительства. Все действия президента вступают в силу только после подписания (контрподписи) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может уволить главу правительства, но имеет право снять с должности любого другого члена правительства по согласованию с премьер-министром.

К парламентскому типу относятся Германия, Италия, Израиль, Индия и др.

Одной из негативных черт такой политической системы являются частые увольнения и смены министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 министров.

Смешанная (полупрезидентская) республика

Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.

Этот тип в разных странах разный, но главная особенность в том, что правительство ответственно и перед президентом, и перед парламентом.

Подобная форма республиканского правления родилась в 1958 году во Франции, благодаря Шарлю де Голлю, который пытался укрепить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощные традиции парламентаризма в стране.

Полупрезидентская республика

Примерами смешанных республик являются Финляндия, Австрия, Франция и др. носсийская Федерация также официально относится к этому типу.

Советская республика

Те, кто вырос в Советском Союзе, все «15 республик — 15 сестер» у себя на родине знают как Молитву Господню. Детей учили этому из Букваря.

СССР

РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия — этих 15 сестер знал наизусть каждый советский ребенок.

Советская республика — форма государственного устройства, характерная для стран социалистического лагеря. Главной властью являются советы, в разных странах они могут называться по-разному (собрания, собрания и т д.).

Одной из характерных черт является отсутствие разделения властей между исполнительной и законодательной властью. Эта форма правления громко провозглашает демократические принципы, но на самом деле является тоталитаризмом с формальными выборами народных депутатов и жестким подавлением любого инакомыслия. Один из вариантов можно назвать народно-демократической республикой.

О таких республиках лучше Маяковского не скажешь:

«Для чего ты готовишь?
Мы пообещали и поровну делимся:
Один — пончик, другой — дырка от пончика.
Это демократическая республика».

В. В. Маяковский, играющий «Таинственный буйвол», 1918 г

Теократическая республика (исламская)

Главной особенностью такого государственного устройства является придание духовенству статуса полноправной государственной власти.

Теократия сегодня существует только в исламских странах, поэтому ее также называют Исламской республикой. Эта форма правления сочетает в себе традиционный исламский халифат с характеристиками современной республики. Примером такого государства является Иран.

Краткое резюме

Несмотря на имеющиеся недостатки, республиканский способ устройства государства сегодня явно является приоритетным. Из 195 признанных государств 164 являются республиками различного типа.

Оцените статью
Блог о законе тишины
Adblock
detector