Что нужно для инициации изменения границ муниципального образования
В случае инициирования населением изменения границ муниципального образования реализация такой инициативы осуществляется в соответствии с федеральным законом и принятыми в соответствии с ним законами субъекта государства о возбуждении референдума местного значения.
Примечание 1
Подготовка этого осуществляется органами местного самоуправления и государственной власти на основании решений этих же органов.
Пункты Закона о местном самоуправлении (действующего с 2003 г.), которые также применяются к порядкам на границах муниципальных образований, по сравнению с Законом о местном самоуправлении 1995 г., содержат ряд правовых гарантий, направленных на учет мнения населения по изменение территориальных границ, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Поэтому для изменения границ требуется согласие жителей муниципалитетов, если:
- изменение границ муниципальных районов включает в себя отнесение территорий поселений/поселений одного района к территориям другого (согласно части 2 статьи 12 указанного закона);
- изменение границ населенных пунктов включает отнесение территорий населенных пунктов, находящихся в границах этого населенного пункта, к территории другого населенного пункта (согласно части 3 статьи 12 указанного закона).
Согласно закону не требуется получения согласия населения в процессе изменения границ участка, на котором он находится, если это осуществляется на территории с малочисленным населением и при этом проводимые изменения не не затрагивать границы территории (населенного пункта/поселений), входящей в состав этой территории (согласно пункту 4 статьи 12). В этом случае решение об изменении границ должны принимать представительные органы муниципальных образований, участвующие в этом процессе.
Заметка 2
Аналогичное правило предусмотрено и в процессе изменения границ муниципальных районов (в том числе поселений, входящих в его состав), что предполагает отнесение территорий отдельных поселений (поселков/сел), входящих в состав этих поселений, к территориям муниципальных образований городских округов (согласно части 2.1 статьи 12).
Установление и изменение границ муниципальных образований
Граница муниципального образования – это линия, отделяющая его территорию от территорий других муниципальных образований или территорий между населенными пунктами. Границы муниципалитета напрямую зависят от размера его территории.
Искусство. 10-13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г
В соответствии с законодательством Российской Федерации границы городского поселения устанавливаются с учетом того, что в его границах может находиться город или поселок, а также территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и инфраструктура гаги. (включая территории поселков и сельских поселений, не являющихся муниципальными образованиями).
Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, не являющихся муниципальными образованиями, должны, как правило, определяться с учетом пешеходной доступности к административному центру и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав.
Границы муниципального района следует определять с учетом транспортной доступности до административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех городов, входящих в его состав. При этом границы муниципального района определяются с учетом необходимости создания условий для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения поселенческого характера в муниципальном районе, а также для осуществления отдельных государственных полномочий на всей территории муниципального района, переданных этим органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
И. В. Выдрин, А. Н. Кокотов указывают, что определение границ муниципальных образований основывается на трех случаях:
- если муниципальному образованию предоставляется территория, совпадающая с территорией административно-территориальной единицы, ее граница определяется границами соответствующей административно-территориальной единицы;
- если муниципальному образованию предоставляется территория, совпадающая с территорией нескольких административно-территориальных единиц, граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальных единиц;
- если муниципальному образованию предоставляется территория, частично или полностью не совпадающая с территорией административно-территориальных единиц, граница определяется границами административно-территориальных единиц в части их совпадения, а также границами участки, перечисленные в порядке, установленном законом, и естественные пределы.
Для определения границ муниципальных образований устанавливаются следующие требования:
- границы разных муниципалитетов не могут пересекаться;
- границы муниципальных образований не могут пересекать административную границу субъекта Российской Федерации и государственную границу Российской Федерации;
- граница муниципального района не должна пересекать границу административно-территориальной единицы, расположенной на его территории;
- в границах городских и сельских поселений не может быть иных муниципальных образований.
В связи с тем, что в России продолжается муниципальная реформа, включающая, в том числе, изменение территориальной организации местного самоуправления, границ муниципальных образований, если они устанавливаются впервые или органами государственной власти предусматривается новое муниципально-территориальное устройство субъекта Российской Федерации, чем оно было до вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 года, определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
На местности границы муниципальных образований проходят по видимым ориентирам, таким как шоссе или проселочная дорога, край поля, опушка леса, ручей, река, середина моста через реку и т д
Важной предпосылкой сохранения максимальной эффективности территориальной организации местного самоуправления является порядок изменения границ муниципальных образований.
Порядок изменения границ муниципальных образований полностью посвящен ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г
Инициатива об изменении границ муниципальных образований может исходить от:
- население;
- местные власти;
- органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
- федеральные органы.
Инициатива населения об изменении границ муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном для выдвижения инициативы на местный референдум.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решением соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Согласно общему правилу бывшего федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г и содержавшемуся в федеральном законе 2003 г., изменение границ муниципальных образований не может быть произведено без принятия учитывать мнение населения. При этом, если население не поддержит инициативу по преобразованию муниципального образования, связанную с изменением его границ, деятельность по преобразованию будет считаться незаконной.
Выяснение мнения населения по вопросу о преобразовании муниципального образования осуществляется путем голосования по вопросу об изменении границ муниципального образования.
В то же время федеральным законом 2003 г сделано небольшое исключение из общего правила. Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее за собой отнесение территорий отдельных поселений и (или) входящих в их состав поселений к территориям других муниципальных районов или поселений, при этом осуществляется с учетом мнение населения, выраженное представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселков. Фактически не требуется проведения местного референдума для выяснения мнения населения об изменении границ муниципальных образований.
Юридическое оформление образования и изменения границ муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Читайте также: Статус земельного участка аннулированный
Перечень критериев, позволяющих установить границы муниципальных образований
Эти критерии включают следующее:
- территория такого субъекта разграничена между населенными пунктами, при этом к ней не могут быть отнесены территории, содержащие низкий процент населения (за исключением территорий, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 11 указанного закона);
- территории поселений (кроме принадлежащих к городским округам) и территории между поселениями, образованными на территориях с малой численностью населения, и на территориях упраздняемых поселений входят в состав муниципальных районов;
- территория поселения состоит из населенных пунктов, расположенных на исторических землях, а также прилегающих к ним земель общего пользования, традиционного природопользования, используемых для развития поселения и рекреации;
- территория населенного пункта состоит из земель независимо от их формы и назначения;
- в состав территории городского поселения может входить один город или поселок, в том числе территории, отведенные для развития его инфраструктуры, согласно генеральному плану этого поселения (сюда также могут входить сельские/застроенные территории, не относящиеся к муниципальному типу единицы измерения);
- на территорию сельского поселения может входить (чаще всего) сельский или поселковый поселок, численность жителей которого превышает 1000 человек (при высокой плотности населения она должна быть более 3000 человек), кроме того, группы поселений с общей территорией и количеством жителей менее 1000 человек в каждом (при высокой численности населения должно быть менее 3000 человек в каждом);
- законы субъектов страны, на основании которых возможно установление и изменение границ муниципальных образований, в обязательном порядке должны содержать перечень населенных пунктов, расположенных на таких территориях;
- если село имеет население менее 1000 человек, оно обычно включается в территорию сельского поселения;
- по законам субъекта Российской Федерации статус сельского поселения по численности населения и доступность поселения по территориальному признаку может получить сельская местность с численностью населения не более 1000 человек;
- административным центром муниципального района может быть город со статусом района, расположенный в границах этого района (или поселок, приравненный к нему);
- границы сельского поселения, состоящего из двух и более пунктов, обычно определяются исходя из пешей доступности до административного центра с учетом обратной дороги в течение одного рабочего дня (она должна быть доступна для всех пунктов, входящих в такой населенного пункта), границы муниципального района — исходя из транспортной доступности до административного центра с учетом возвращения на родину в течение одного рабочего дня (эти условия должны быть соблюдены также для всех пунктов, входящих в состав района), за исключением это территории с низкой плотностью населения в сельской местности, а также территории, которые слишком удалены и расположены в труднодоступных местах;
- территориальное поселение должно быть полностью расположено на территории поселения;
- населенный пункт не может быть территориально частью другого населенного пункта;
- территория городского округа не должна территориально входить в состав муниципального района;
- границы территории муниципального района формируются исходя из необходимости создания условий для решения органами местного самоуправления муниципального района задач местного значения, носящих межпоселковый характер, в том числе осуществления отдельных полномочия государства на всей его территории, переданные им законами федерального значения и законами о субъектах государства;
- территория поселения должна полностью находиться в пределах территории муниципального района.
Государственные органы субъектов страны также занимаются изменением уже сформированных границ муниципальных образований. Кроме того, органы самоуправления могут инициировать изменение границ таких единиц, в ряде случаев давая согласие на такое изменение.
Порядок проведения голосования при изменении границ муниципального образования
Для получения согласия населения в процессе изменения границ муниципального образования, а также при преобразовании необходимо провести голосование по указанным задачам. Как правило, в таком голосовании участвуют жители муниципалитетов/сел, границы которых должны быть изменены.
Назначение такого голосования принадлежит полномочиям представительного органа муниципального образования, границы которого предполагается изменить. Решение о проведении такого голосования принимают представительные органы субъектов, участвующих в процессе изменения границ.
Заметка 3
Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не может быть введен в действие при проведении избирательной кампании, связанной с выборами органа местного самоуправления муниципального образования, границы которого быть изменены, а также в ходе кампании по проведению местного референдума.
Стоит учитывать тот факт, что в случае изменения границ между субъектами в нашей стране не все вышеперечисленные требования к изменению границ муниципальных образований распространяются на этот процесс. В случае необходимости такие действия, влияющие на изменение/преобразование/упразднение муниципальных образований и приводящие к изменению границ субъектов страны, должны быть осуществлены в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации.