Правовой режим земель транспорта: для чего предназначены, к чему относятся, как могут использоваться участки, каковы методы государственной кадастровой оценки?

Земля

Что это такое?

Это земельные участки (ЗУ), которые предназначены для организации и эксплуатации наземных объектов и которые могут быть использованы для формирования транспортных коммуникаций следующих видов:

  • шоссе;
  • морские пути;
  • внутренние водные пути (речной транспорт);
  • железнодорожные пути;
  • дыхательные пути;
  • другие виды транспорта.

К таковым они относятся, если права на них возникли у законных участников земельных отношений на основании, предусмотренном Земельным кодексом, в частности статьями 87 и 90, федеральными и муниципальными законами и приказами.

Земли транспорта

К категории земель транспорта относятся территории, отведенные для эксплуатации и эксплуатации железнодорожного, автомобильного, морского, воздушного и других видов транспорта, определяемых земельным законодательством Российской Федерации.

Земли железнодорожного транспорта

Таким образом, районы железнодорожного транспорта могут включать следующие категории:

  • площадки для размещения железнодорожных путей;
  • места размещения и эксплуатации зданий и сооружений — железнодорожных вокзалов, станций, ремонтных депо, зданий, агрегатов и сооружений, необходимых для эксплуатации и эксплуатации железнодорожного транспорта;
  • полосы отчуждения и специальные охранные зоны, предоставляемые гражданам для эксплуатации железнодорожного транспорта, обслуживания пассажиров и т д. Сюда относятся склады, АЗС, разгрузочные площадки, а также склады, предназначенные для хранения объектов и объектов с особым статусом юридического регулирование;

Приказами Министерства транспорта и коммуникаций № 126 и Законом № 17-ФЗ на землях для железнодорожного транспорта могут устанавливаться полосы отчуждения — земельные участки, примыкающие к железнодорожным путям, а также участки для размещения станций, линий связи, защитных лесополос, а также других объектов железнодорожного транспорта.

Участки в полосе отчуждения могут сдаваться в аренду физическим и юридическим лицам для ведения сельского хозяйства, складирования, оказания услуг пассажирам железнодорожного транспорта, а также для иных целей, не нарушающих безопасность движения.

Земли автомобильного транспорта

К территориям автомобильного транспорта относятся территории, отведенные для эксплуатации и содержания автомобильных дорог федерального значения, а также обочины с особым режимом использования.

Для земель с автомобильным транспортом, а также для земель для железнодорожного транспорта устанавливаются поля отвода и дорожные поля. Согласно ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут передаваться физическим и юридическим лицам для обеспечения движения по правильному пути. В таких местах разрешается размещать объекты дорожного обслуживания.

В пределах полосы отвода к автомагистрали запрещается:

  1. размещать здания и другие объекты, не предназначенные для обслуживания автомобильной дороги
  2. пашут землю, косят траву, рубят деревья, пасут и гоняют животных
  3. установка рекламных конструкций, не соответствующих техническим регламентам
  4. установка информационных щитов и знаков, если они не связаны с безопасностью движения.

Участки, предназначенные для размещения дорожных служб, установки рекламных конструкций, могут предоставляться для этих целей жителям и юридическим лицам. Д. 4, ст. 25 Закона № 257-ФЗ говорится, что земельные участки могут быть переданы на основании государственного или частного сервитута. Такие участки расположены на землях общего пользования и закреплены за ведомственными организациями, в связи с чем использование классической аренды невозможно. Положения об использовании сервитута, а также о его применении содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Следует отметить, что классическое понимание сервитута (безопасный проезд или проезд по определенной территории, строительные работы на линейных объектах) в данном случае не применимо — сервитуты устанавливаются только для строительства и эксплуатации объектов дорожного хозяйства. Условия пользования землей указаны в договоре сервитута.

Читайте также: Земельный пай: что это такое?

Земли водного и морского транспорта

Для полноценного функционирования объектов морского и водного транспорта выделяются земельные участки:

  • для размещения и устройства искусственных водотоков;
  • для размещения объектов, необходимых для эксплуатации и функционирования морского и водного транспорта, — портов, станций, причалов и других зданий и сооружений водного и морского транспорта;
  • для расположения частей береговой линии.

Согласно Водному кодексу Российской Федерации участки прибрежной полосы устанавливаются на территории суши для водного и морского транспорта. Береговая линия представляет собой полосу суши, проходящую вдоль границы общественных вод, предназначенную для общественного пользования. Стандартная длина береговой полосы составляет 20 метров, за исключением берегов каналов и рек длиной менее 10 километров, в этом случае длина полосы составляет 5 метров. Приватизация земли в пределах береговой линии запрещена. На береговую полосу внутренних водных путей возлагаются работы, связанные со судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов.

Земли аэровоздушного транспорта

Для эксплуатации воздушного транспорта отведены земельные участки под аэропорты, взлетно-посадочные полосы, аэродромы, железнодорожные станции, а также другие объекты собственности, необходимые для обеспечения надлежащей эксплуатации воздушного транспорта.

Земли системы нефтепроводов и газоснабжения

Также выделяются специальные зоны для размещения объектов, связанных с системой нефте- и газопроводов. На участках, относящихся к землям системы нефтепровода и газоснабжения, запрещается установка зданий, сооружений или объектов в пределах минимально допустимого расстояния до объектов на автомобильных дорогах.

Для обеспечения правильной работы трубопроводов установлены следующие зоны безопасности:

  • Для трубопроводов, транспортирующих газ, нефть, нефтепродукты, — по 50 метров в каждую сторону от оси трубопровода;
  • Для трубопроводов, транспортирующих жидкие углеводороды и бензин — по 100 метров в каждую сторону от оси;
  • Для насосных, распределительных станций, резервуаров хранения, станций хранения нефти и сжиженного газа отводятся участки в пределах 100 метров от границ объектов.
  • Для газопроводов высокого давления установлены минимальные пределы в 125 м.

Приусадебные участки в пределах охранных зон не изымаются у собственников и могут использоваться для сельскохозяйственных работ. Собственники перед проведением работ на объекте должны ознакомиться и соблюдать положения трубопроводного транспортного предприятия, а также выполнять требования Постановления Правительства РФ № 878.

В пределах охранных зон запрещается строительство жилой инфраструктуры, снос и реконструкция объектов инфраструктуры, подключение сетей трубопроводов, разведение костров, рытье подвалов и удобрение почвы.

Понятие и общая характеристика

Земли транспорта — особый состав земель, которые могут быть использованы только для развития транспортной инфраструктуры муниципального и федерального значения. В этом качестве они внесены в Государственную земельную книгу (ГКН) под соответствующим кодом. Это конкретный земельный объект, на основании его целевого назначения возникают земельно-гражданские отношения с юридическими лицами.

На транспортных матрицах могут быть проложены только прямые транспортные пути сообщения. Строительство объектов капитального строительства и сооружений допускается только в связи с задачами, соответствующими целям их использования.

Использование данных страниц для нужд, не связанных с транспортом, считается нарушением и влечет за собой административную ответственность.

Какие участки относятся к этой категории?

Транспортной территорией признаются территории, выделенные из категории промышленных зон и иных особых зон, в том числе:

  • энергия;
  • связь, радиовещание, телевидение, информатика;
  • обеспечение космической деятельности;
  • оборона, безопасность;
  • другие специальные цели.

Земельные участки могут располагаться за чертой населенных пунктов и использоваться по их целевому назначению на основании норм статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации. В классификации видов разрешенного использования, вступившей в силу с 1 сентября 2014 года и утвержденной приказом Минэкономразвития № 540, они кодируются под кодом 7.1-7.5. Они являются целевым типом.

К ним относятся следующий состав стран:

  • дорожный транспорт;
  • железнодорожный транспорт;
  • водный транспорт;
  • воздушный транспорт;
  • трубопроводы.

Особенности и варианты их использования следующие:

  1. Полоса отвода, с прилегающими территориями, которые могут быть использованы для автосервиса и транспортной инфраструктуры.
  2. Полоса отвода железнодорожных путей с прилегающими к ним участками (матрицами), которые могут быть использованы для содержания путей железнодорожного сообщения, эксплуатации, содержания и приобретения объектов железнодорожной инфраструктуры. Также — посадить лайбелт.
  3. Береговая зона, искусственные водные коммуникации, сооружения и сооружения для их эксплуатации.
  4. Земли под аэропорты, аэродромы, вокзалы и взлетно-посадочные полосы, а также под объекты и сооружения, обеспечивающие работу воздушного транспорта.
  5. Массивы, в которых предусмотрены конвейеры.

Основной спецификой использования этих земель является не только извлечение выгоды, но и соблюдение безопасности эксплуатации. Все обозначенные массивы выделены по определенным нормам, которые предусмотрены для безопасной эксплуатации транспортных линий. К ним относятся расстояния от линии воды, размеры железнодорожных путей и взлетно-посадочных полос.

Железнодорожное сообщение также обеспечивает наличие складов, предназначенных для хранения особо ценных предметов и предметов с особым статусом правового регулирования.

Правовой режим и положение

Правовой режим для транспортных стран основан на положениях законодательства. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ границы выделения полосы движения автомобильной дороги определяются документацией территориального планирования — проектом планировки. Он составляется с учетом установленного нормирования отвода земель. Планировочные нормы размещения автомобильных дорог и объектов их эксплуатации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2009 г. № 717.

В случае железнодорожного пути размеры выделяемой матрицы включают полосу отчуждения, которая устанавливается проектно-сметной документацией. Для обеспечения безопасности путей и других объектов и сооружений, а также безопасности жителей и железнодорожников устанавливаются зоны безопасности. Особенно в случае опасности:

  • лавины, оползни и сели;
  • оползни и эрозия во время паводков;
  • другие опасности природных факторов;
  • движение скоростных поездов.

Правовой режим функционирования полосы отчуждения и охранных зон утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.12.06 г. № 611. Правовой режим наземного водного транспорта установлен Федеральным законом Российской Федерации от 7 марта, 2001 г по № 24-ФЗ, известный как КВВТ, а также законом «О морских портах Российской Федерации». В них указываются пределы прибрежной территории, которые могут быть использованы для транспортных наземных средств, а также основные правила их эксплуатации.

Воздушный транспорт требует выделения территории только для взлета и посадки, а также для эксплуатационных зданий и сооружений. Но в связи с повышенной ответственностью за безопасность жизнедеятельности здесь применяется ряд законов, нормативных актов и СНиП. Основные положения, регулирующие правовой режим, определены в следующих законах:

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации.
  2. Правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Российской Федерации от 11 марта 2010 г. № 138.

На их основе каждому аэропорту выделяется территория аэропорта. Его размеры составляют 30 км в радиусе от установленного пункта управления. Предусмотрены и другие положения режима безопасности.

Кто является собственником?

Основным собственником земель транспорта является государство, то есть они считаются федеральной земельной собственностью. В соответствии со стандартами регионального управления они передаются субъектам объединения, по которым соответствующие сведения вносятся в информационный банк Госкомимущества. Несмотря на передачу земель в ответственное владение муниципалитетов, они не могут распоряжаться ими без согласия государственных органов, то есть все распоряжения должны быть утверждены на федеральном уровне.

Исключение составляет определенная часть земли, которая была получена в собственность учредителями ОАО «РЖД» в процессе приватизации или путем выкупа ее у государства путем внесения уставного капитала. Такие территории принадлежат РЖД.

Разрешённое и запрещённое использование

Указанный тип земель может быть использован только для целей, служащих развитию транспортной инфраструктуры. Разрешенные элементы могут включать:

  • автовокзалы и автовокзалы;
  • железнодорожные станции и станции;
  • ремонтные базы;
  • аэропорты и аэродромы;
  • морские и речные порты и причалы;
  • места остановки;
  • пункты ГИБДД;
  • автозаправочные станции;
  • операционные и технические помещения;
  • офисные и производственные помещения, обслуживающие транспортные пути.

Кроме того, здесь разрешено строительство объектов для обслуживания пассажиров в пути следования:

  1. придорожные и привокзальные кафе;
  2. гостиницы и мини-гостиницы;
  3. аптека и др.

На этих землях запрещены все виды работ, не соответствующие целевому назначению и не связанные с видом транспорта, под который закреплен участок. Здесь также запрещено:

  • вырубить насаждения;
  • перекрыть русло искусственного водоема;
  • проводить работы вблизи железнодорожной насыпи;
  • пасти и перегонять скот;
  • выполнять любые работы, которые могут повредить железнодорожный путь;
  • выполнять любые работы ближе 30 км от аэропорта.

Автомобильные дороги являются территорией повышенной опасности, их использование требует соблюдения установленных норм.

Управление и мониторинг

Управление землей, находящейся в государственной собственности, является обязательным условием, включенным в государственную программу эффективного использования земельных ресурсов. Осуществляется путем мониторинга и принятия решений на основе выявленных данных – решений по дальнейшей реализации существующей земельной политики.

Мониторинг земель является частью государственной программы по определению влияния использования земель для транспортных нужд на экологическое состояние окружающей среды. Осуществляется органом ГКН в силу положений статьи 67 ЖК РФ.

Задачи мониторинга следующие:

  • следить за состоянием используемого грунта;
  • получать достоверную информацию об их состоянии;
  • возможность дальнейшего использования для транспортных нужд;
  • влияние качества земли на окружающую среду;
  • степень эффективности их целевого использования.

Вся полученная информация передается в специальные федеральные комиссии, которые принимают ответственное решение о дальнейшем использовании ресурса или изменении его использования. Федеральные решения передаются в регионы, а органы регионального самоуправления знакомят с ними уполномоченных должностных лиц, ответственных за использование этих земельных массивов.

Таким образом, система управления государственным имуществом составляет единую сеть и входит в комплексное использование для нужд транспортного сообщения.

На массивы, принадлежащие ОАО «РЖД», распространяются общие правила эксплуатации, предусмотренные федеральными программами.

Методы государственной кадастровой оценки

Все мероприятия по оценке земли проводятся Национальным комитетом по землеустройству посредством аудита. Ревизионная переоценка в отдельном кадастровом квартале должна проводиться не реже одного раза в 5 лет, но не чаще одного раза в 3,5 года. После осмотра кадастровая стоимость земли соответствующей категории может быть изменена на основании расчетов.

На основании Приказа Минэкономразвития РФ от 21.09.2017 № 469 отменены ранее применявшиеся методы государственной кадастровой оценки, в настоящее время порядок регламентируется правилами проведения государственной кадастровой оценки , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки».

Ответственными исполнителями являются независимые оценщики, которые призваны выполнять работы на местах – по заказам муниципалитетов. Они могут использовать методы оценки, соответствующие Закону об оценке».

Можно ли арендовать или перевести в собственность?

Некоторые ЗУ, относящиеся к данному типу, разрешено сдавать в аренду путем выкупа права аренды у муниципального образования на основании статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации. Это земельные участки, на которых возможно построить постоянное рабочее сооружение, соответствующее целевому назначению – для обслуживания пассажиров и сервисных центров.

Земля под автомагистралями, железными дорогами, взлетно-посадочными полосами и гаванями не может быть сдана в аренду.

Оформление этих земель в собственность недопустимо ни при каких обстоятельствах. При возведении на них построек, используемых для целесообразного транспорта, допускается обременение сервитутом.

То же касается и прокладки трубопроводов – пока хранилище находится в эксплуатации, разрешается арендовать его или оформить сервитут. Выкуп или приватизация таких земельных участков и иных форм собственности не допускаются.

Вас может заинтересовать информация о том, как перевести земли разных категорий в промышленность, а также как перевести промышленные участки в другие категории.

Транспортная страна — целевое назначение категории индустриальной страны. Их можно использовать только по назначению в соответствии с установленными нормами и правилами эксплуатации. Они принадлежат государству, могут быть переданы в управление муниципалитетам. В отдельных случаях допускается рента или обременение сервитутом.

Оцените статью
Блог о законе тишины
Adblock
detector