Споры при местоположении границ земельных участков

Земля

Установление границ земельного участка.

Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного дела, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.

В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определяются в соответствии с федеральными законами. Таким образом, важнейшими элементами участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственную земельную книгу, которая представляет собой прежде всего систематизированную совокупность сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированном в установленном законодательством порядке.

В государственную земельную книгу включаются, в том числе, такие уникальные признаки участка, как описание расположения границ и площади (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ расположение границ участка устанавливается путем определения координат их характерных точек.

При уточнении границ земельного участка их расположение определяется на основании данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа — на основании сведений, содержащихся в документах, определивших местонахождение земельного участка границы участка при его формировании (технический паспорт, договора, акты).

Обратите внимание: при отсутствии документов границами участка признаются границы, существующие на местности 15 и более лет и фиксируемые с помощью естественных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить расположение границ участка.

Споры возникают чаще всего и имеют наибольшую сложность при уточнении границ земельных участков, так как часто невозможно определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов. Законодатель учел возможные злоупотребления в этой сфере и ввел процедуру обязательного согласования расположения границы с собственниками прилегающих участков.

Порядок согласования местоположения границ.

Порядок согласования расположения границ достаточно четко определен в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательным при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процесс утверждения можно разделить на три этапа.

Я этап. Подготовительный.

В рамках этого этапа необходимо предпринять следующие шаги:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ гласит, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследственного владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что законом предусмотрены определенные исключения из этого перечня. Заинтересованные стороны могут быть определены путем запроса информации из Государственной земельной книги (они открыты), хотя в большинстве случаев известны все заинтересованные стороны;
  2. решить, как будет согласовываться расположение границ участка. Закон предоставляет заказчику кадастровых работ, которым обычно является собственник участка, право выбора устанавливать границы участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчик кадастровых работ должен помнить, что заинтересованные лица вправе требовать согласования расположения границ с установлением их на местности;
  3. определить порядок согласования расположения границ участка. Это решение принимает кадастровый инженер. Законодательством предусмотрено только два варианта этой процедуры: проведение встречи с заинтересованными лицами или согласование с каждым из них в отдельности (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
  4. сообщить заинтересованным лицам информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер принял решение о его проведении). Форма вызова собрания для согласования расположения границ участка утверждена приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412.

В соответствии с частью 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ, в вызове на собрание для согласования расположения границ участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике в соответствующее кадастровое управление, включая почтовый адрес и номер телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и контактный телефон;
  • кадастровый номер и адрес участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, кадастровый номер и адреса участков рядом с ним (при отсутствии адресов приводятся сведения о местонахождении участков) или кадастровый номер кадастрового квартала, в пределах которого расположены указанные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время встречи для согласования расположения границ;
  • условия и почтовый адрес для доставки или направления запросов на согласование прохождения границ с учреждением на местах и ​​(или) обоснованных письменных возражений.

Согласно части 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ уведомление заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

  1.  непосредственная доставка уведомления по получении затронутым лицам или их представителям;
  2.  отправить сообщение с уведомлением о вручении на почтовые адреса;
  3.  направить сообщение на электронные адреса заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при наличии);
  4.  Публикация сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официального опубликования актов муниципального образования и иной публичной информации соответствующего муниципального образования. Однако публикация разрешена только в следующих случаях:
  • в Государственной земельной книге отсутствуют сведения о почтовом адресе кого-либо из заинтересованных лиц;
  • получено извещение о проведении собрания для согласования расположения границ, направленное заинтересованному лицу по почте, с отметкой о невозможности доставки;
  • примыкающий участок находится в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к общей собственности, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более пяти лиц, либо является частью общей собственности собственников помещение в многоквартирном доме.

Уведомительные документы прилагаются к плану границ и являются его неотъемлемой частью.

Примечание: необходимо помнить, что уведомление о проведении собрания по согласованию расположения границ должно быть вручено, отправлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения собрания. Заинтересованное лицо, отказывающееся принять вызов на собрание по согласованию места прохождения границы, считается надлежащим образом уведомленным о проведении этого собрания.

 II этап. Проведение согласования местоположения границ земельного участка.

В рамках данного этапа кадастровый инженер обязан осуществить следующие действия:

  1. контролировать полномочия заинтересованных лиц или их представителей в соответствии с ч. 11 ст. 39 Закона № 221-ФЗ;
  2. предоставить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с проектом межевого плана и дать им необходимые разъяснения по его содержанию. Поэтому к моменту согласования должны быть проведены кадастровые работы по установлению расположения границ участка (должны быть определены координаты характерных точек);
  3. указать заинтересованным лицам или их представителям местонахождение границ участков на согласуемых участках (в случае согласования места проведения границ с установлением на местах).

III этап. Заключительный.

Согласно приказу Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 г. № 412 «При утверждении формы межевого плана и требований к его составлению примерная форма созыва совещания по согласованию места расположения границ земельных участков» (далее — приказ Минэкономразвития России № 412), акт согласования расположения границ земельного участка размещается на оборотной стороне чертежа этого земельного участка . Поэтому при подписании акта необходимо учитывать его оборотную часть. Если нет чертежа участка, лучше отказаться от подписания закона.

В рассматриваемом случае представитель компании N подписал акт согласования расположения границ участка без учета оборотной стороны документа, где отсутствовал чертеж участка, что уточнялось только в судебное заседание.

В соответствии с частью 2 ст. 40 Закона № 221-ФЗ, расположение границ участка считается согласованным при наличии в акте согласования расположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Прохождение границ также будет считаться согласованным, если извещенное надлежащим образом заинтересованное лицо или его представитель не подписали соглашение о прохождении границ в установленный срок, а также не высказали обоснованных возражений в письменной форме. (В этом случае в законе делается соответствующая запись.)

Если закон подписан заинтересованным лицом, кадастровый инженер не может принять более поздние возражения, так как согласно ст. 40 Закона № 221-ФЗ и п. 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 сведения об утверждении или содержании возражений заинтересованных лиц вносятся в акт согласования места нахождения границы участка. Письменное возражение прилагается к плану границ и является его неотъемлемой частью.

Таким образом, спор о границе участка может возникнуть при отказе заинтересованного лица от согласования положения границы или решения кадастрового органа о прекращении осуществления кадастра в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 26 Закона № 221-ФЗ.

Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.

Пункт 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусматривает досудебный порядок разрешения споров, согласно которому обоснованные возражения по поводу расположения границы могут быть сняты путем повторного согласования. В этом случае готовится новый вариант чертежа, на обороте которого оформляется акт, содержащий сведения о согласовании расположения отдельных характерных точек или участков границы, против которых ранее имелись возражения. При этом все редакции чертежей и акты согласования включаются в межевой план. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с расположением границ смежного землепользователя.

В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ неурегулированные споры подлежат разрешению в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является конкурсом, который проводится по принципу «кто умудрился, тот и съел», поэтому кадастровый учет земельного участка соседнего собственника и регистрация Право собственности на него еще не указывает на определение сопредельной границы в его окончательном виде.

В первую очередь необходимо провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которого необходимо выполнить следующие действия:

  1. Запросите информацию об участке заинтересованного лица (соседнего собственника) из госземкада (благо, они открытые).

В соответствии с частью 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, вносимые в государственную земельную книгу, приводятся в виде:

  • копии документа, на основании которого сведения об имуществе вносятся в государственную земельную книгу (план межевания);
  • кадастровая выписка об объекте недвижимости;
  • кадастровый паспорт объекта недвижимости;
  • кадастровый план территории;
  • в иной форме, определяемой правовым регулированием в кадастровом деле.

Наиболее информативными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка участка. По нашему субъективному мнению, лучше всего попросить кадастровую выписку, так как в ней отражены необходимые сведения, внесенные в государственный реестр имущества. Информацию может запросить любое заинтересованное лицо, но необходимо помнить, что за ее доставку взимается плата.

  1. Требовать от кадастрового инженера заключения о возможных причинах принятия решения о прекращении кадастрового учета. В соответствии с пунктом 12 приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в межевой план в следующих случаях:
  • в ходе проведения кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о расположении ранее установленных границ смежных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов с их фактическим расположением, наличие которых является препятствием для размещения образованных участков в гос кадастровый учет или кадастровый учет изменений существующего земельного участка;
  • имеются неурегулированные возражения относительно расположения границ земельного участка, выделяемого за счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
  • в иных случаях, а также если, по мнению лица, осуществляющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, размеры образуемых участков).

В заключении кадастровый инженер должен сопоставить координаты точек поворота за границу смежного участка собственника, указанные в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами точек поворота, полученными им в ходе кадастровых работ по уточнению границ вашего сюжета. Кроме того, он должен определить площадь перекрытия земли.

Важнейшими обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при определении расположения границ смежного участка. Поэтому необходимо провести контрольный замер поворотных точек вашего и прилегающих участков. Необходимо учитывать природные или искусственные объекты, существующие на местности 15 и более лет и позволяющие определить расположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Законом установлено, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах необходимо определять местонахождение границ только для этих объектов, а не произвольно.

Необходимо изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Могут быть выписки из похозяйственной книги, технических паспортов и других документов, где определены размеры участков, которые можно сопоставить с размерами, полученными при контрольном обмере.

В заключении кадастрового инженера должно быть сформулировано заключение о соответствии кадастровых работ по уточнению границ участка требованиям законодательства РФ и возможные варианты разрешения земельного спора.

  1. Подготовить исковое заявление об установлении расположения границ участка, которое должно основываться на заключении кадастрового инженера. Есть некоторая сложность в формулировании требований. В связи с тем, что сведения о земельном участке вносятся в государственную земельную книгу на основании плана межевания (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), требования необходимо изложить в следующем виде:
  • признать кадастровой ошибкой в ​​сведениях расположение прилегающей границы по координатам точек поворота, указанных в межевом плане и кадастровой выписке земельного участка заинтересованного лица;
  • установить смежную границу между участками в соответствии с координатами точек поворота, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с точками поворота, указанными в плане границ вашего участка);
  • обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, вносить соответствующие изменения в государственный земельный кадастр (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
  1. Отправить исковое заявление в суд. В качестве ответчика должен быть привлечен соседний землепользователь. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.

Пошаговая инструкция «Как определить границы земельного участка и разрешить спор с соседями?»

В случае возникновения спора с соседями при замере земельного участка рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Читайте также: Как выбрать площадь земельного участка: Оптимальный размер для строительства

Шаг 1. Обратитесь к кадастровому инженеру для составления акта согласования местоположения границ земельного участка

Закон оформляется на оборотной стороне листа графической части межевого плана. Расположение границ участка считается согласованным, если в законе имеются личные подписи всех заинтересованных лиц (их представителей).

Если указано расположение границ нескольких смежных участков, количество законов об утверждении должно соответствовать количеству таких участков.

В акте доверенности должны быть указаны реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц или их представителей, а также реквизиты документов, подтверждающих полномочия представителей. Отсутствие этих реквизитов является основанием для приостановления Росреестром осуществления государственного кадастрового учета.

Если в результате кадастровых работ будет установлено, что по сведениям из ЕГРН земельный участок, считающийся смежным, на самом деле таковым не является, то согласование расположения границ с собственником такого земельный участок не обязателен (письмо Минэкономразвития России от 06.11.2018 № 32226-ВА/Д23и).

Если заинтересованное лицо (его представитель), получившее надлежащим образом оформленное извещение в соответствии с требованиями законодательства, не выразило своего согласия либо не дало мотивированного отказа в согласии на лимиты, лимит считается согласованным с это лицо, которое вписано в закон. При этом к межевочному плану должны быть приложены документы, подтверждающие уведомление собственника прилегающего участка о согласовании.

Если расположение границ участка не согласовано с собственником (собственником) прилегающего участка или получены им письменные возражения, обосновывающие отказ в согласии, они должны быть включены в протокол согласования. В дальнейшем несогласованность или нарушение порядка ее проведения может привести к отказу Росреестра в проведении кадастрового учета вашего участка. Сведения об отзыве возражений по поводу расположения границы участка также вносятся в Акт согласования.

Шаг 2. Обратитесь в Росреестр для исправления ошибки (при ее наличии)

Если причиной пересечения границ участков является ошибка в сведениях ЕГРН об участке, если кадастровый учет был проведен ранее, необходимо обратиться в Росреестр с заявлением о необходимости его исправления.

При этом ошибка в записях ЕГРН в результате воспроизведения ошибки в направленном в Росреестр плане границы или иных документах (ошибка реестра) исправляется в том же порядке, в котором были представлены документы, содержащие ошибку. Однако, если исправление ошибки может нанести ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, полагавшихся на соответствующие записи ЕГРН, такое исправление будет производиться только по решению суда.

Шаг 3. Подготовьте исковое заявление и пакет документов

Если собственники смежных участков не могут договориться о расположении границ, установление границ возможно только в судебном порядке.

При составлении искового заявления об определении местонахождения границ участка обратить особое внимание на те объекты (природные или искусственные, существующие на земле 15 и более лет), на основании которых определяется местонахождение участка (и ваш и соседний) был конкретен. Такими объектами являются заборы, деревья, другие насаждения, столбы и т д. Эта информация очень важна, так как при отсутствии документального подтверждения границ участка местоположение определяется только по названным объектам.

Гражданин, владеющий этим участком на праве собственности, в пожизненном наследственном владении, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) земельного участка со сроком договора более пяти лет, вправе предъявить требование об определении границ земельного участка. Именно эти граждане имеют право требовать согласования расположения границ страны.

Правоответчиком в споре об установлении границ земельного участка является правообладатель смежного участка, с которым невозможно согласовать местонахождение границ земельного участка. Кроме того, ответчиком также может быть СНТ или потребительский кооператив, на территории которого находится земельный участок истца, Департамент городского имущества г. Москвы, Управление Росреестра по г. Москве, местная администрация, филиал ФГБУ. «ФКП Росреестра» в Москве, кадастровый инженер, Росимущество и др.

В судебной практике имеется прецедент, когда в качестве соответчика по иску был назван собственник земельного участка, не имеющего прилегающей границы к участку истца. Суд пояснил, что данный соответчик не является заинтересованным лицом, обязанным согласовывать границы участка в силу ст. 39 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ. Вместе с тем суд отклонил довод данного соответчика о необоснованности предъявленных к нему требований со стороны истца, поскольку, согласно представленным документам, соответчик возражал против согласования границ участка истца, являющегося причина обращения истца в суд (Решение Московского городского суда от 04.03.2016 № № 4г-1386/2016).

Требования, в зависимости от обстоятельств дела, могут быть следующими:

  • признать расположение границы (прилегающей границы) участка технической ошибкой или регистрационной ошибкой
  • установить границы участка (прилегающую границу между участками). В ряде случаев основной иск по рассматриваемой категории споров формулируется как иск об определении границ участка или участков (например, апелляционные решения Мосгорсуда от 26.11.2019 по делу № по делу № 33-21110/2019). Иногда — как исковое заявление о восстановлении границ земельного участка (например, апелляционные определения Мосгорсуда от 16.07.2019 по делу № 33-32764/2019, от 12.12.2018 по делу №. 33-51354/2018).

Кроме того, могут быть выдвинуты следующие требования:

  • о снятии возражений к соглашению о границах участков
  • о признании недействительным акта об установлении и согласовании границ, о результатах осмотра участка ответчика
  • об освобождении путешествия по стране
  • об обязанности ответчика освободить самовольно занятую часть участка истца
  • об обязанности устранять (не возводить) препятствия в использовании земель при сносе хозяйственных построек, заборов, демонтаже ограждений, демонтаже фундаментов и т.п.
  • о переносе на конкретное место нежилых (хозяйственных) построек, заборов, ограждений, коммуникаций для обслуживания жилого дома (таких как водопроводный кран, колодец, светильники освещения), беседок, теплиц и т п. (например, требование перенести разделительную ограду между участками к границе раздела земли)
  • привести в соответствие с градостроительным законодательством и строительными технико-техническими требованиями технические строения и иные строения, расположенные на участке ответчика
  • об определении порядка пользования земельным участком между истцом и ответчиком
  • о разделе земли
  • об установлении сервитута в отношении участка ответчика
  • об исправлении реестровой ошибки в данных ЕГРН на земельный участок
  • об изменениях в ЕГРН для получения сведений о координатах поворотных точек участка ответчика
  • о признании недействительными сведений о границах и характерных точках расположения границ земельного участка ответчика, указанных в ЕГРН
  • об исключении из ЕГРН сведений о границах и характерных точках расположения границ / о координатах точек поворота границ земельного участка ответчика
  • о признании права собственности ответчика на земельный участок отсутствующим
  • о восстановлении нарушенного права истца на земельный участок

Законом не предусмотрен такой способ охраны, как требование о признании границы между земельными участками согласованной в координатах характерных точек по межевому плану, составленному кадастровым инженером. Согласование границ участка является результатом двух или более волеизъявлений, которые не могут быть заменены правовым актом. (Постановление Верховного Суда РФ от 15.03.2016 № 308-ЭС16-535 по делу № А53-17634/2014)

Спор об установлении границ участка не приведет к разрешению спора о праве на участок; удовлетворение иска истца не повлечет прекращения прав ответчика на земельный участок, не будет способствовать защите прав истца, в этих случаях истец вправе предъявить самостоятельный иск о возврате спорного имущества от незаконное хранение (определение Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 306-ЭС16-17004 по делу № А12-26439/2014)
К претензии необходимо приложить следующие документы:

  • Правоустанавливающие документы на землю (документ, на основании которого земля находится в собственности, свидетельство о государственной регистрации права или выписка из ЕГРН)
  • Пограничный самолет
  • Информация ЕГРН о прилегающем участке
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение претензии
  • Документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которых у них нет
  • Документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались (письма, подтверждающие направление, действия и т.п.)

Отказ суда в определении границы смежных участков истца и ответчика в связи с отсутствием акта согласования границ участков смежных землепользователей и межевого дела не основан на законе и препятствует доступу к правосудию (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 № 9-КГ16-10)

Действующим законодательством предусмотрен порядок определения границ земельного участка на местности, который, в частности, заключается в составлении межевания кадастровым инженером и передаче его в кадастровую палату Росреестра для получения кадастрового паспорта. Если обращение в Федеральную кадастровую палату Росреестра не доказано, если не представлен план межевания, если нет отказа в определении границ, то отказ в иске правомерен в связи с выбором истцом неправильного пути для защиты права, так как не возникает спора с собственниками соседних участков об определении границ участка.

(Апелляционное определение Московского городского суда от 04.08.2020 по делу № 33-27040/2020)
Таким образом, отсутствие межевого дела и акта согласования границ смежных участков не препятствует обращению в суд для разрешения спора о границах участка. Также законодательством не предусмотрена обязательная досудебная процедура урегулирования пограничного спора. Однако во избежание отказа в удовлетворении иска необходимо до подачи иска в суд пройти внесудебную процедуру согласования границ (шаги 1, 2 настоящей инструкции), и только в в случае возникновения спора обращайтесь в суд. В противном случае суд может признать, что спор между сторонами отсутствует, а значит, дело не подлежит судебному разбирательству.

Размер обязанности государства по предъявлению иска неимущественного характера (в случае иска об исправлении ошибки в сведениях ЕГРН или об установлении границ) составляет 300 рублей. При предъявлении дополнительных требований имущественного характера уплачивается дополнительная государственная пошлина, размер которой зависит от стоимости требования. В какой суд я должен подать иск об установлении границ страны?

Иск предъявляется по месту нахождения участка (исключительная подсудность в спорах о границах участка).

Споры о расположении границ земельных участков

Шаг 4. Примите участие в судебном заседании

При рассмотрении дела обычно назначается эксперт по землеустройству для выяснения вопроса о том, проведены ли кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также по каким координатам необходимо определить местонахождение прилегающей границы двух спорных участков.

В частности, вы имеете право обращаться в суд с вопросами, которые должны быть решены в ходе экспертизы, просить суд о назначении экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или оставить ее на усмотрение конкретного эксперта, ознакомиться с заключением эксперта, ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы.

По данной категории споров ответчик может предъявить встречный иск (встречный иск) об установлении границ участка иным способом и по иным пунктам, чем предложенные истцом (например, определение Московского городского суда от 13 сентября 2009 г.). 2019 № 4г-11367/2019, апелляционные определения Московского городского суда от 20 декабря 2019 года по делу № 33-56470/2019, от 18 декабря 2019 года по делу № 33-56166/2019, от апреля 2019 года по делу № 33-233/2019).

Также возможно предъявление встречного иска о признании недействительными результатов обследования участка истца по первоначальному иску, обязательство об исключении из ЕГРН сведений о местонахождении границ этого участка (например, апелляционное решение Мосгорсуда от 22.10.2018 по делу № 33-45704/2018), восстановить границу участка/примыкающей границы между участками, восстановить исходное положение столбов ограждения участка, снести самовольную постройку или снести ее в соответствии с градостроительным законодательством (например, определение Мосгорсуда от 29.08.2019 № 4г-10914/2019 по делу № 2-66/19), об исправлении реестровой ошибки (например, апелляционное решение Мосгорсуда от 22.07.2019 по делу № землепользование (например,

Решение Мосгорсуда от 29.08.2019 № 4г-10914/2019 по делу № 2-66/19), признать здание на участке истцов самовольной постройкой и обязать его снести (напр, апелляционное определение Московского городского суда от 26.06.2019 по делу № 33-27159/2019), о признании недействительной сделки по приобретению истцом земельного участка, о признании права собственности истца на участок как отсутствующий, об исключении сведений об участке истца из ЕГРН (например, апелляционное определение Мосгорсуда от 18.12.2018 по делу № 33-55610/2018).

Если по заключению судебного землеустроительного расследования невозможно определить границы (предусмотреть возможность установления границ) участка истца с учетом установленного порядка использования, требований технических, санитарных норм и правил, а также о месте пересечения с границами земельных участков, местонахождение которых содержится в ЕГРН, суд с учетом иных обстоятельств дела может принять решение в пользу ответчика.

Так, при рассмотрении конкретного дела суд учел заключение судебной экспертизы такого содержания, а также учел, что межевой план и заключение кадастрового инженера, представленные истцом, не содержат сведений о причинах за наложение участка истца на участки ответчика, его точные характеристики, описание, возможные возможности устранения, а также отсутствие кадастровой ошибки (границы) при определении границ и площади участков ответчика (Апелляционное решение Московской городского суда от 14.08.2018 по делу № 33-35691/2018).

На что необходимо обратить внимание после подачи иска в суд?

Следует помнить, что если ответчик не согласен с заключением кадастрового инженера, суд, скорее всего, назначит строительно-техническую экспертизу (ее еще называют «землеустройством»). Поэтому в первую очередь необходимо выбрать подходящего эксперта, который имеет право проводить такое обследование (имеет удостоверение кадастрового инженера).

Эксперту необходимо задать следующие вопросы:

  1. Проведены ли кадастровые работы по уточнению расположения границ земельного участка кадастровый № 1 в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации?
  2. Проведены ли кадастровые работы по уточнению расположения границ земельного участка кадастровый № 2 в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации?
  3. Пересекаются ли границы страны? Если да, то каков охват?
  4. По координатам каких характерных точек необходимо установить расположение смежной границы между участками?

В нашем случае не удалось найти эксперта, который также является кадастровым инженером, поэтому, по мнению эксперта, был предусмотрен лишь механизм определения координат характерных точек, в частности формулировка «прилегающая граница должна пройти через точку, расположенную между точками Н1 и Н2, определяемую отступлением двух метров от существующего сетчатого забора в сторону земельного участка с кадастровым номером

2. Поэтому нам необходимо было совершить дополнительное действие — подать заявку на проведение кадастровых работ по установлению координаты точки поворота в соответствии с механизмом, указанным в заключении эксперта на основании статьи 35 Закона № 221-ФЗ После проведения расследования, скорее всего, потребуется уточнение утверждений в полном соответствии с выводами эксперт.

Постановка земельного участка на кадастровый учет.

После вступления в законную силу решения суда (у ответчика будет десятидневный срок на обжалование), в соответствии с пп. 4 п. 25 приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в приложение к межевому плану в качестве документа о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением об установлении основание для постановки на кадастровый учет.

В связи с признанием расположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника допущена кадастровая ошибка в сведениях, представляемых в кадастровый орган в соответствии с п. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.

Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ, при проведении кадастрового учета в связи с уточнением части границ земельного участка, являющейся также частью границ другого земельного участка, кадастровый орган одновременно вносит соответствующие внесение изменений в сведения о расположении границ смежного участка.

Оцените статью
Блог о законе тишины
Adblock
detector