- Что это такое?
- Состав земель водного фонда
- Понятие и виды таких земель
- Какие территории относятся к этой категории?
- Правовой режим и положение
- Кто является собственником?
- Разрешенное использование
- Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
- Управление и мониторинг
- Водный фонд и водный объект
- Частное владение водным объектом
- Какой установлен правовой режим?
- Право собственности
- Разрешённое и запрещённое использование
- Как происходит перевод земель?
- Водные объекты на землях других категорий
Что это такое?
К землям водного фонда относятся дно и прилегающие земли поверхностных водных объектов как естественного, так и техногенного происхождения.
Законодатель рассматривает поверхностный водный объект как единую сложную систему, состоящую из земельного участка, покрывающих его вод и земель, граничащих с береговой линией.
Состав земель водного фонда
Рассмотрим состав водного фонда. Участок водного хозяйства может содержать различные объекты. Согласно ст. 5 ВК РФ, выделяют две основные их категории, делящиеся на наземные и подземные.
Вся инфраструктура является государственной собственностью. Единственными исключениями здесь являются те, которые указаны в правовых актах отдельных субъектов объединения. Границы устанавливаются в соответствии с законодательством.
Обратите внимание, что к надводным объектам относятся также области, непосредственно прилегающие к воде. К объектам первой группы относятся:
- Реки, ручьи, озера, пруды, водохранилища, болота.
- Море, а также то, что на нем лежит, т е причалы, гавани и проливы.
- Предметы, покрытые льдом или снегом. Как правило, под такими объектами подразумеваются вершины гор с ледниками.
- Выходы, связанные с подземными водными потоками (колодцы, родники, гейзеры).
Каждый из объектов имеет свои границы, установленные в соответствии с законодательством.
Если границы рек определяются уровнем воды (измерения ведутся много лет), то площадь болот ограничивается торфяными отложениями на максимальной глубине. Границы океана также определяются стабильным уровнем жидкости.
Значительную часть такого фонда составляют объекты, расположенные под землей. Речь идет о подземных резервуарах:
- подземные водные карманы;
- подземные родники, ручьи, стоки.
Важно! Для установления их границ используются положения законодательства об использовании соответствующих природных ресурсов. Происхождение водоемов может быть как естественным, так и искусственным. Поскольку все ресурсы ценны, они должны быть защищены законом.
Понятие и виды таких земель
К землям водного фонда относятся участки, расположенные на территории водных объектов (морей, прудов, рек, озер, водохранилищ и др.), а также различные водоохранные здания и сооружения, водные права, различные гидротехнические сооружения. Несмотря на то, что водные ресурсы согласно Водному кодексу Российской Федерации являются природными и возобновляемыми, они остаются уязвимыми и ограниченными. Именно поэтому контроль за их использованием осуществляет государство.
Земли водного фонда подразделяются на несколько видов, которые четко описаны в Водном кодексе РФ:
- сам водный фонд;
- водоемы;
- объекты;
- ресурсы;
- экономика;
- режим.
К землям водного фонда (или водного фонда) относятся все объекты, а точнее их совокупность, расположенные на территории Российской Федерации. Фактически понятие водного фонда относится ко всем существующим его видам.
Акваторией называют все водоемы, находящиеся поблизости, в пределах любого водоема, как бы он ни был создан: хоть естественным путем, хоть искусственным. Объектами аквапарка являются все водоемы, обладающие характеристиками, позволяющими признать их аквапарком.
Под водными ресурсами в Водном кодексе Российской Федерации понимаются все водные ресурсы (как внешние, так и внутренние), которые могут использоваться, используются, находятся под охраной государства. К ним относятся, например, подземные источники питьевой воды.
Под водным хозяйством следует понимать всю деятельность, связанную с использованием, изучением, охраной водных объектов и их ресурсов, а также ликвидацией водных катастроф. Водный режим – это уровень воды в водохранилище (любом водоеме, расположенном на территории страны), который может меняться в большую или меньшую сторону.
Правовой режим земель водного фонда определяется действующим законодательством, находится в ведении государства и подчиняется ему.
По составу земель водного фонда все водные угодья условно делят на две большие категории:
- Общего пользования. Это земли, находящиеся в собственности государства или его представителей (муниципальные и федеральные органы власти), которые могут использоваться каждым в своих целях, для удовлетворения своих бытовых нужд. При этом юридическим лицам запрещается вести коммерческую деятельность на водно-болотных угодьях. Физические лица должны иметь беспрепятственный доступ к этому типу земель в соответствии с Водным кодексом России.
- Особо охраняемый. Это земельные участки, находящиеся под особым контролем государства. Они обычно содержат объекты технического характера, осуществляющие деятельность по забору воды, изучению воды, а также объекты, осуществляющие деятельность научного, культурно-эстетического, рекреационного и иного значимого характера. Физические лица не могут использовать такую землю для собственных нужд.
Какие территории относятся к этой категории?
Так в составе водного фонда можно выделить два типа земель:
- Земли, постоянно покрытые водой (их еще называют заболоченными). Они составляют примерно 99% суши водного фонда. Это земли, занятые реками, озерами, внутренними и территориальными морями (и их отдельными частями, такими как заливы, заливы, лиманы и так далее), водохранилищами, каналами, болотами, ледниками и снежниками (за исключением тундры и лесотундры) природные зоны).
- Земли, прилегающие к водоемам. Прибрежные полосы, полосы отчуждения каналов и водохранилищ, охранные зоны, участки земли, прилегающие к водоемам, отведенные для устройства водозаборов, гидротехнических и водохозяйственных сооружений.
Направления! Водный объект в совокупности с установленным на нем гидротехническим комплексом образует простую водохозяйственную систему.
Границы поверхностного водного объекта определяются следующим образом:
- для морей — по линии максимального отлива;
- для рек, озер — по среднегодовому уровню воды;
- для прудов и водоемов — по нормальному уровню воды, не покрытому льдом;
- для болот — по границам торфяных залежей.
Прибрежная полоса поверхностного водного объекта общего пользования также предназначена для общего пользования (ч. 6 ст. 6 ВК РФ). Закон запрещает приватизацию земель в пределах прибрежной полосы, а также участков, где имеются водоемы, затопленные карьеры, в границах общественных территорий (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Читайте также: Что такое гектар земли: чему равен 1 гектар, сколько м2 в 1 га, сколько соток
Правовой режим и положение
Земли водного фонда при их общей неоднородности имеют единый правовой режим, который установлен Земельным и Водным кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации». Федерации», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.
Особенности правового режима этой категории земель напрямую связаны с их назначением — организация рационального использования и охраны вод как основного ограниченного природного ресурса.
Кто является собственником?
В соответствии со ст. 8 ГК РФ водные объекты вместе с участками, на которых они расположены, находятся в федеральной собственности (собственности Российской Федерации).
Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица могут иметь в собственности только так называемые обособленные водные объекты в составе земельного участка — искусственные стоячие водоемы на небольшой территории, не имеющие связи с другими поверхностными водными объектами. К ним относятся пруды и затопленные карьеры.
В законе нет четкого определения, что такое пруд или затопленный карьер и чем они отличаются, например, от водохранилищ. В соответствии с ГОСТ 19179-73 «Сухопутная гидрология. Термины и определения» пруд может быть определен как мелководный водоем площадью не более одного квадратного километра.
Направления! Если земельный участок, на котором расположен пруд или затопленный карьер, находится на территории двух и более субъектов Российской Федерации, он будет являться собственностью Российской Федерации.
Это же правило распространяется на пограничные водные объекты, курорты и особо охраняемые экологические объекты.Таким образом, право частной собственности на водные объекты может возникнуть только в отношении земли, на которой они расположены, и прекращается одновременно с правом на водные ресурсы органам прекращается право собственности на указанный земельный участок.
Разрешенное использование
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными. Каждый может пользоваться общественными водными объектами и пользоваться ими безвозмездно для личных и хозяйственных нужд, если иное не установлено законом.
Водные объекты могут предоставляться частным лицам по договору в долгосрочное или краткосрочное пользование, при этом их права ограничиваются так называемыми водными сервитутами для водозабора, орошения и разведения скота, использования водных путей для паромов, катеров и др малое плавсредство.
Собственник участка вправе использовать подземные воды в личных целях или с учетом санитарно-гигиенических и строительных требований создать пруд (обводненный карьер), если это не противоречит действующему законодательству или интересам других граждан.
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Направления! Закон запрещает выделение участков на водопокрытых землях, а также отчуждение в их границах отдельного водного объекта без участка.
Земельный участок, в границах которого расположен водоем, не может быть разделен, если для этого требуется разграничение пруда или обводненного котлована.
Законом могут быть установлены специальные водоохранные зоны на участках, граничащих с береговой линией морей, рек, озер, водохранилищ.
В водоохранных зонах запрещается:
- вспахать землю;
- рубить или выкорчевывать деревья (кроме санитарных нужд, установленных законодательством);
- организовать содержание скота;
- местные кладбища, другие могильники и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать пестициды, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автомобили, организовывать парковочные места;
- организовать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны делятся на три зоны:
- Зона строгого режима – охраняемая территория с водозаборами и гидротехническими сооружениями. Постоянное или временное присутствие посторонних лиц здесь запрещено, допускаются только лица, работающие на гидротехнических сооружениях.
- Поясом запретной зоны являются земли, граничащие с водными источниками. На этой территории требуется специальное разрешение санитарной инспекции на такие виды деятельности, как строительство, прокладка дорог, использование земли в сельскохозяйственных целях и так далее.
- Пояс зоны наблюдения — прилегающая территория, на которой регистрируются инфекционные заболевания для предотвращения их распространения через водные объекты.
Управление и мониторинг
Основным принципом управления водным фондом в Российской Федерации является бассейновый подход, предполагающий выделение на всей территории России так называемых бассейновых округов (в настоящее время их 21), каждый из которых состоит из речного бассейна и связанных с ним подземных водоемов.
В рамках одного бассейнового округа формируется бассейновый совет, в который входят представители органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. В бассейновом совете могут принимать участие лица, представляющие интересы водопользователей, общественных организаций и малых сообществ.
Земельный мониторинг водных объектов осуществляется государством и включает в себя регулярный мониторинг состояния поверхностных и подземных водных объектов, а также прогнозы возможных изменений состояния водных ресурсов.
Государственный контроль осуществляется на нескольких уровнях:
- местные (водопользователи);
- территориальный;
- региональный;
- федеральный.
Государственный водный реестр ведется Министерством природных ресурсов и Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Водный фонд и водный объект
В соответствии со статьей 1 ВК РФ под водным фондом понимается совокупность водных объектов на территории страны. Следует отметить, что площади, входящие в состав водного фонда, рассчитаны на восстановительные и природоохранные нужды. В состав такого фонда входят несколько видов земель: объекты, покрытые водой, и граничащие с водными объектами.
Определение 2
Водный объект – естественный или созданный водоем, водоток или иной водоем, отвечающий характеристикам водного режима и имеющий постоянное или временное скопление воды. Стоит отметить, что водоемом считается земля, которая всегда или большую часть года покрыта водой.
Водные объекты подразделяются на несколько категорий в соответствии со статьей 5 Водного кодекса Российской Федерации: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Категории используются в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других особенностей водных объектов.
Поверхностные водные объекты подлежат особому учету. На основании пункта 3 статьи 5 ВК РФ к таким объектам относятся поверхностные воды и земельные участки, покрытые водой на территории береговой линии
Частное владение водным объектом
Большинство водных объектов находятся в государственной собственности, согласно статье 8 ВК РФ. В собственности некоторых объектов могут находиться субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, гражданская или коммерческая организация на праве собственности. К таким объектам относятся пруды и водоемы, расположенные на территории страны.
Примечание 1
Если субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу принадлежат указанные выше права на водный объект, это право прекращается с прекращением права собственности на земельный участок, в границах которого расположен водный объект.
Гражданским и земельным законодательством предусмотрено отчуждение водных объектов, но отчуждение невозможно без соответствующего отчуждения земель вокруг них. Кроме того, участки не подлежат разделу, если речь идет о разделе пруда или затопленного карьера.
Земли водного фонда относятся ко второй категории земель, на которые не распространяется правовой режим земельного участка в отношении всего, что выше и ниже его. Это делается для того, чтобы водный объект функционировал как природный объект и часть окружающей среды. Если участок залит водой, отвод по закону не дается. При необходимости поднять объект необходимо произвести резервирование земельного участка, которое должно осуществляться в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Какой установлен правовой режим?
Правовой режим стран водного фонда устанавливается земельным и водным кодексами, федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации», водной стратегией Российской Федерации на период до 2022 года.
Правовой режим больше озабочен охраной таких объектов, чем их использованием.
Порядок использования и охраны земель водного фонда строго регламентирован. Неправомерное использование предметов влечет за собой привлечение виновного к административной ответственности, о которой речь пойдет ниже.
Право собственности
Особенно остро стоит вопрос о том, кому принадлежат земли под водный фонд. Поскольку это собственность всей страны, было бы логично, если бы эти земли принадлежали всем гражданам. Но на самом деле это не так, в странах водного фонда особый правовой режим собственности.
Может ли земля водного фонда находиться в частной собственности, говорится в Законе о воде. В ст. 8 Водного кодекса указано, что все водные объекты вместе с участками, на которых они расположены, относятся к собственности Российской Федерации, то есть к федеральной собственности.
Субъекты Российской Федерации, отдельные города, юридические лица и граждане могут владеть только отдельными водными объектами. Это искусственные стоячие водоемы, имеющие небольшую площадь, но не связанные с другими поверхностными водоемами. Проще говоря, это пруды и затопленные карьеры.
Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» пруд — это мелководный водоем площадью менее 1 кв.
Если земельный участок, на котором расположена плотина или затопленный карьер, находится на территории двух и более субъектов Российской Федерации, он является федеральной собственностью Российской Федерации.
По существу, право частной собственности на водный объект возникает и исчезает одновременно с правом собственности на землю, они неотчуждаемы друг от друга.
Приватизация земель водного фонда запрещена в пределах прибрежной полосы, установленной водным кодексом страны. Это положение закреплено в п. 8 ст. 27 Закона о земле.
Разрешённое и запрещённое использование
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут использоваться всеми жителями, но только по назначению. По договору они могут быть переданы частным лицам в долгосрочное или краткосрочное пользование. В то же время их права ограничены водными сервитутами. То есть объекты используются для пропуска кораблей или перегона скота.
Собственник земли имеет право использовать подземные воды в соответствии с законодательством или создать на этом участке водоем, если это никого не беспокоит.
В водоохранных зонах допускается проектирование, строительство и эксплуатация специальных сооружений при наличии в них центральной системы водоотведения, канализации и системы удаления отходов.
Законодательством запрещено отчуждение водных объектов без земли. Кроме того, на особо охраняемых земельных участках водного фонда запрещается:
- Вспахать землю.
- рубить деревья сверх установленных норм для санитарных нужд.
- Организуйте домашний скот.
- Разместите кладбища или могильники животных.
- Используйте пестициды и искусственные удобрения.
- Устраивайте автостоянки, заправочные станции и автомойки.
- Организация сбора и хранения мусора.
Нельзя делить участок, на котором расположен водоем, если для этого необходимо разделить пруд или затопленный карьер.
Такие водоемы также имеют особое налогообложение. На 2022 год не подлежат налогообложению только земли в землях водного фонда, ограниченные в обороте и занятые государственными водными объектами. Те же объекты, которые принадлежат юридическим или физическим лицам, подлежат налогообложению в порядке, установленном законодательством.
Как происходит перевод земель?
Перевод земель в водный фонд или наоборот из водного фонда в другую категорию земель регулируется Федеральным законом № 172 «О переводе земель или участков из одной категории в другую».
Перевод земельных участков водного фонда в другую категорию земель по ст. 12 ФЗ разрешается только:
- При создании особо охраняемых природных территорий.
- При установлении или изменении границ земельного участка.
- При размещении объектов государственного или муниципального значения на данной территории при отсутствии для этого иного земельного участка.
- Когда прекращается существование водоемов.
Прекращение существования водного объекта может быть при изменении русла реки, при изменении границ местонахождения.
Перевод земель другой категории в земли водного фонда возможен, если:
- земля занята водоемом;
- строительство искусственного водоема или обслуживающего его объекта;
- русла рек или границы водоемов меняются.
Перевод земли из одной категории в другую должен быть оформлен документально.
Водные объекты на землях других категорий
Водные объекты могут располагаться на землях иных категорий, не входящих в земельные участки водного фонда. При этом на такие объекты распространяются нормы ВК РФ (например, в отношении охраны водных объектов от загрязнения), а также нормы ТК РФ и иного законодательства, регулирующего нормы данной категории страны.
Например, в составе рекреационных зон на территории населенных пунктов могут быть озера, пруды или иные водоемы, перечисленные в статье 36 ГК РФ. Кроме того, согласно статьям 77, 96 и 97 Земельного кодекса Российской Федерации водные объекты могут располагаться на территории сельскохозяйственного назначения и на особо охраняемых территориях и объектах. Важно отметить, что при постановке вопросов правового регулирования на земельном участке, при наличии водных объектов на земельном участке активно воздействует ВК в России. По вопросам регулирования: отчужденные водоемы, созданные человеком, небольшие по размерам и неплавучие, также подпадают под регулирование закона.
Заметка 2
При этом лица, владеющие земельными участками с водными объектами подземного типа или надводного типа (как было сказано выше — прудами и карьерами), могут не только использовать их в соответствии с законодательством, но и заниматься строительством этих объектов.
Территория водного фонда может быть использована для строительства и эксплуатации зданий, обеспечивающих потребности населения в питьевой воде, хозяйственно-бытовые, рекреационные и другие нужды жителей. Кроме того, территории водного фонда могут быть использованы для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбных, энергетических, транспортных и других государственных и муниципальных нужд при соблюдении необходимых требований.
Заметка 3
Если водные объекты служат источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для них устанавливается охрана в виде определенного правового режима земель водного фонда.
Полоса земли вдоль береговой линии общественного водоема (также называемого береговой полосой) предназначена для общественного пользования. Ширина такой полосы, предназначенной для общего пользования, составляет 20 метров. Исключение составляет прибрежная полоса с каналами, реками и ручьями, общая длина которых не превышает 10 километров. Каждый гражданин имеет право использовать прибрежную полосу для передвижения или проживания в ее окрестностях без использования механических транспортных средств. Такой отдых включает в себя любительскую и спортивную рыбалку и стоянку плавучих средств.