Органы местного самоуправления — что это такое, какие функции выполняют и какие вопросы решают

Закон

Местное самоуправление — это …

Разберем термин «местное самоуправление» буквально:

  1. «самоуправление» — управление чем-либо самостоятельно, без привлечения каких-либо органов и структур извне;
  2. «местное» означает, что самоуправление осуществляется «на месте», т е там, где проживают граждане.

Соответственно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, находящимся на ней, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой реализуется МСУ (т.е административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, находящееся на этой административно-территориальной единице, называется муниципальной собственностью.

В чем суть местного самоуправления:

  1. решение местных проблем;
  2. управление муниципальной собственностью.

При этом главным вопросом в МСУ является соблюдение интересов жителей, проживающих на территории муниципального образования.

Воля жителей конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, через референдум (как это?) или иными способами (о них — в статье ниже). Состав выборных органов определяется численностью населения данного муниципального образования.

А теперь все вышеописанное для примера. Допустим, вы живете в деревне или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это такое?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления — городской или сельский совет. Это главный орган местного самоуправления, который избирается населением соответствующего муниципалитета.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем устройство силовой структуры в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве делится на 2 ветви — государственная власть и местное самоуправление.

Власть
*Если щелкнуть изображение, оно откроется в полном размере в новом окне

На этой диаграмме выделено только 2 основных типа муниципалитетов. На самом деле принято различать 8 типов МО. Наглядно они показаны на следующем рисунке:

Читайте также: Ввод в эксплуатацию объектов строительства: правовая основа и положения

Функции и полномочия органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления определяются действующим законодательством на территории.

Прежде всего, в компетенцию органов местного самоуправления входит обеспечение надлежащего санитарного состояния их территорий, пожарной безопасности, школ и детских садов в соответствии с действующим законодательством.

Они также несут ответственность за расширение и развитие территории, а также за руководство различными ведомствами, отвечающими за здравоохранение, и за нарушения как эпидемиологических, так и правовых норм.

МСУ имеют активы, принадлежащие местным властям.

Часто им приходится обращаться в местные органы власти по юридическим вопросам, но не все знают, что это значит и к каким принципам относится. Многие считают, что это просто очередной местный совет. На самом деле это не так.

В набор входят:.

  • Орган управления;
  • Местная администрация;
  • Представительный орган.
  • Начальник МГУ.

Орган контроля

Контроль за расходами и имуществом муниципального органа. Эти функции можно удалить, если они не нужны. Орган контроля обычно представлен аудиторской службой и счетной палатой. Он регулируется уставом ассоциации и формируется путем выборов или по решению представительного совета. В некоторых случаях человек выполняет надзорные задачи.

Местная администрация

Его задачей является решение проблем, возникающих в конкретном муниципальном образовании. Кроме того, местное самоуправление несет ответственность за надзор за применением принятого законодательства.

Структура администрации утверждается представителями. В нее могут входить территориальные и ведомственные перевозчики.

Глава МСУ

Это сотрудники, входящие в состав наблюдательного совета. Согласно уставу, им предоставлены определенные полномочия для выполнения ряда обязательств. Контроль за осуществлением деятельности осуществляется представительным органом и населением в МСУ.

Закон предусматривает прекращение полномочий президента. Варианты досрочного обжалования:.

  • Прекращение по желанию;
  • Обзор избирателей;
  • Прекращение и так далее

Представительный орган

Представительный орган местного самоуправления избирается волеизъявлением народа. Он состоит из советников, избираемых народом тайным голосованием. Количество представителей определяется конституцией.

Он имеет право принимать решения от имени жителей муниципалитета. Он также отвечает за защиту интересов муниципалитета и его жителей. Можно сказать, что тело контролирует почти все дела.

Все решения принимаются сообща.

К полномочиям представительных органов относятся:.

  • Утверждение устава муниципального образования и изменений к нему;
  • Принятие (местного) бюджета, контроль за отчетностью об исполнении, а также определение ставок местных налогов и сборов;
  • Признание программ развития и планов их реализации, контроль за выполнением этих программ;
  • Принимать решения об установлении правил управления муниципальной собственностью (землей, недвижимым имуществом);
  • Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных образований. Установление тарифов на услуги местным предприятиям;
  • Межмуниципальное сотрудничество;
  • Контроль за выполнением МСУ и должностными лицами решений по вопросам местного значения;
  • Определение регламентов обеспечения деятельности муниципального самоуправления.

Выявлено, что структуры МСУ выполняют функции посредников между населением и властью. Их основная задача – обеспечить создание среды, пригодной для жизни человека. При этом, однако, органы МСУ несут ответственность за свои действия и, прежде всего, за население.

Постоянная комиссия решает следующие вопросы как функциональных, так и отраслевых структурных подразделений представительных органов местного самоуправления

Местная администрация

Местная администрация (от лат. Administration — руководство, управление) — исполнительный орган системы местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), выполняющий организационно-распорядительные функции.

Глава местной администрации руководит деятельностью муниципальных администраций на основе единого управления. Ему подотчетны и ответственны все административные органы местного самоуправления. Глава местной администрации несет личную ответственность за надлежащее функционирование органов местного самоуправления.

Глава муниципального образования

Главой системы местного самоуправления является глава местной администрации, избираемый органами местного самоуправления или представительными органами местной власти из числа их членов.

Таким образом, принцип распределения власти работает на местном уровне. Согласно Закону о местном самоуправлении (статья 36), в сельских поселениях (как правило, малых) возможно совмещение обязанностей председателя представительного органа местного самоуправления и главы местного самоуправления местные власти. Органы местного самоуправления взаимосвязаны и образуют единую систему, на которую распространяется принцип разделения властей.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Местное самоуправление осуществляется в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. В ст. 12 Конституции РФ гласит:

Российская Федерация признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции наделяет органы местного самоуправления правом решать вопросы местного значения и управлять муниципальной собственностью. Искусство. 132 говорится о возможности передачи органам МСУ отдельных государственных полномочий и, соответственно, материальных (в том числе финансовых) ресурсов для их реализации.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (как это?), законодательным органом был создан и утвержден Федеральный закон (ФЗ) № 131 — ФЗ «О местном самоуправлении.

Этот документ содержит следующие пункты:

  1. право граждан на МСУ;
  2. силы МСУ;
  3. принципы организации органов МСУ;
  4. по вопросам местного значения;
  5. правовое регулирование деятельности МСУ;
  6. формы МСУ;
  7. органы МСУ и их ответственность за свою деятельность;
  8. муниципальные законы;
  9. финансовая платформа для деятельности МСУ.

Органы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется через специальные органы, которые избираются населением МО. Органы делятся на представительные и распорядительные.

Их возглавляет глава Минобороны. Фамилия руководителя утверждена Уставом Московской области. Это может быть: «мэр», «начальник», «начальник» и так далее

Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением Московской области.

  1. Если количество жителей в муниципальном образовании составляет ≤ 100 человек (т.е лиц, имеющих право голоса), собрание (собрание) граждан становится представительным органом.
  2. Если население составляет ≥ 100 человек, но ≤ 300 человек, жители вправе сами решить, хотят ли они создать представительный орган или реализовать МСУ путем схода жителей в муниципальном образовании.

Глава МСУ избирается населением или представительным органом.

Органы МСУ не являются государственными органами. Как упоминалось в статье ранее, они могут быть оснащены только некоторыми полномочиями от государственных органов.

Какие вопросы решает местное самоуправление

Основные функции местного самоуправления закреплены в ст. 132 Конституции Российской Федерации, и указанные в Федеральном законе № 131-ФЗ (статьи 14 — 16):

  1. управление муниципальной собственностью;
  2. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  3. установление, регулирование или отмена местных налогов и сборов;
  4. выполнять функции нотариуса (как это?), если в Московской области нет нотариуса;
  5. правоохранительные органы;
  6. организация обеспечения населения коммунальными услугами;
  7. создание генерального плана МО;
  8. участие в выполнении кадастровых работ на территории Московской области;
  9. утверждение локальных стандартов проектирования капитальных сооружений;
  10. осуществлять контроль за использованием земель Московской области, в том числе принимать решения об изъятии земельных участков у физических или юридических лиц в случае их использования не по назначению;
  11. контроль за использованием и охраной лесов и особо охраняемых природных территорий на территории Московской области;
  12. выдача разрешений и документов на строительство в конкретном муниципальном образовании, разрешений на ввод в эксплуатацию капитальных строений;
  13. выделение и аннулирование адресов главных зданий, названий улиц, переулков и т д;
  14. принимать решения о сносе самовольных построек;
  15. подготовка и ремонт дорог местного значения, обеспечение безопасности движения;
  16. строительство объектов муниципального жилищного фонда;
  17. обеспечение малообеспеченных граждан Московской области жильем из муниципального фонда;
  18. обеспечить условия для развития сельского хозяйства и развития малого и среднего предпринимательства (что это такое?);
  19. организация транспортных услуг на территории Московской области;
  20. предотвращение терроризма и экстремизма (как это?) на территории Московской области;
  21. участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций (ЧС) и в ликвидации их последствий;
  22. организация мероприятий по предупреждению пожаров на территории Московской области, участие в ликвидации пожаров и их последствий;
  23. организация и функционирование аварийно-спасательных служб на территории Московской области;
  24. организация обеспечения населения общественным питанием, торговлей, отдыхом, услугами почтовой связи;
  25. создание библиотек и организация их работы;
  26. создать условия для занятий физической культурой и спортом (в том числе с ограниченными возможностями), условия для развития народного творчества, условия для развития туризма;
  27. отлов бездомных животных;
  28. организация и содержание кладбищ;
  29. решение других задач МО.

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

  1. Местный референдум. Короче говоря, это голосование всех граждан данного МО, имеющих право голоса, по любому вопросу, который необходимо решить. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.Референдум вправе инициировать жители данного муниципального образования (путем сбора подписей) или представительный орган местного самоуправления + глава местной администрации (с помощью специального закона).

    Референдум назначается не позднее 30 дней со дня поступления документов в представительный совет МСУ. Решение референдума подлежит обязательному исполнению.

  2. Муниципальные выборы. Они проводятся для того, чтобы жители конкретного муниципального образования могли избрать членов представительного органа, который будет действовать в интересах жителей муниципального образования.
  3. Голосование об отзыве ранее избранного представителя (заместителя члена) представительного органа, об изменении территориальных границ Московской области, о преобразовании Московской области. Голосование проводится по инициативе жителей Московской области. Процедура отзыва прописана при создании МО в уставе.
  4. Сбор жителей. Проще говоря, это общее собрание жителей Московской области. Собрание проводится при численности жителей в муниципальном образовании ≤ 100 (отсутствует представительный орган), либо по требованию жителей муниципального образования, численность которых составляет от 100 до 300 человек.Собрание правомочно решать любые вопросы, если половина присутствующих на собрании имеет право голоса. Инициатором схода может быть глава муниципального образования или его жители (не менее 10 человек).

    Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало более 50% присутствующих на собрании. Решение, принятое собранием, является обязательным.

  5. Общественное самоуправление. Данная форма МСУ означает, что инициативная группа жителей муниципального образования выдвигает какие-либо задачи, а затем предлагает их для обсуждения на собраниях или конференциях с жителями муниципального образования. При этом выдвигаемые к решению проблемы могут быть актуальны лишь для ограниченного круга жителей Московской области.Поясню на примере: скажем, господин Иванов, живущий в вашем подъезде, решил, что пора наводить образцовый порядок в подъездах. Он приглашает всех обитателей вашего подъезда на собрание, посвященное этому делу.

    Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры по наведению порядка, а потом, возможно, и навести его. Этот процесс называется общественным самоуправлением.

  6. Общественные слушания, дискуссии, встречи, конференции. Их инициируют либо жители Московской области, либо представительный орган, либо глава администрации. На общественных слушаниях заслушиваются важные для министерства документы, например проект устава министерства, бюджет министерства (проект и последующая реализация).
  7. Опросы жителей МО. Они могут осуществляться либо представительным органом и (или) главой Министерства обороны, либо органами государственной власти. Результаты опроса не являются обязательными, они носят лишь ориентировочный характер.
  8. Обращения жителей Московской области в органы МСУ (коллективные и индивидуальные). Обязателен для оценки местными властями и для принятия возможного решения по предмету жалобы.
  9. Иные формы самоуправления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Муниципалитеты в Древнем Риме

Первые коммуны появились в Древнем Риме. По сути, это был первый орган управления, сформированный на выборной основе путем голосования всех свободных граждан города. Он отвечал за все вопросы организации городской жизни.

Со временем государственное устройство в Риме усложнялось, но в его основе, как и прежде, была коммуна, сохранившаяся даже во времена империи.

Власть каждой римской колонии, которых тогда было много, также осуществляла коммуна, избираемая свободными гражданами.

Что такое муниципалитет в России

В современной России коммуна — первичная единица самоуправления в городе, поселке или районе; в редких случаях допускается образование отдельных муниципальных образований в черте города.

В то же время муниципалитет в нашей стране не является единственным вариантом организации местного самоуправления, помимо них в состав могут входить и районы.

В районах, где нет крупных городов, муниципалитеты могут включать в себя одновременно несколько городов. Было бы нецелесообразно организовывать муниципалитет для каждой обособленной деревни или хутора с населением не более ста человек. Достаточно будет, чтобы от такого населенного пункта остался один пункт в муниципалитете.

Территориальный принцип организации местного самоуправления

При этом территория муниципалитетов может быть разной. Например, где-нибудь в Сибири, где плотность населения невелика, а населенные пункты находятся на приличном расстоянии друг от друга, площадь коммун может составлять сотни квадратных километров.

Численность населения в них тоже может быть разной, но она должна быть достаточной для хозяйственной деятельности в пределах данной территории и достаточной для формирования местного бюджета (к сожалению, не каждое муниципальное образование способно обеспечить стопроцентное наполнение бюджета и живет на дотации из федерального центра).

Соблюдение культурных и религиозных особенностей населения при формировании самоуправляющихся территорий

Важнейшим принципом формирования муниципальных образований является территориальный. Для людей, проживающих в определенном регионе страны, важно не только экономическое благополучие и близость к определенным административным центрам.

Наиболее комфортно человек чувствует себя в своей культурной среде, поэтому при определении административных границ учитываются национальные особенности и религиозная принадлежность людей, проживающих на данной территории.

Поэтому не допускается произвольное изменение границ муниципальных образований на тех территориях, где это может привести к нарушению условий жизни местного населения и затронуть его исторические корни. Эта характеристика характерна в том числе и для Северного Кавказа, где на сравнительно небольших территориях проживают люди многих десятков национальностей.

Органы местного самоуправления могут располагаться в разных населенных пунктах, такими могут быть:

  • большие и малые города;
  • населенные пункты;
  • сельские поселения.

В отличие от многих европейских стран, где муниципальные органы власти присутствуют во всех поселениях, такой способ организации местного самоуправления в России считается нецелесообразным.

Численность населения во многих наших селах незначительна, и поэтому необходимо оптимизировать расходы управленческого аппарата. Россия отказалась от поселенческого принципа организации муниципальной власти. Организация российского самоуправления основана на территориальном принципе.

Краткое резюме

Местное самоуправление является эффективным способом управления муниципалитетами. От того, насколько активно горожане участвуют в жизни города, села (и так далее.

В других странах

Вот списки государств мира, где есть такая административная единица, как муниципалитет, расположенная на низших уровнях. К ним относятся следующие:

  • Муниципалитеты второго уровня есть в Азербайджане, Анголе, Бразилии, Бермудских островах, Венесуэле, Гватемале, Гондурасе, Грузии, Доминиканской Республике, Индонезии, Камбодже, Эстонии.
  • Муниципалитеты третьего уровня есть в Аргентине, Боливии, Зимбабве.
  • Четвертый уровень присутствует в такой стране, как Испания.
Оцените статью
Блог о законе тишины
Adblock
detector